В основе балета «Дон Кихот» лежит роман Сервантеса «Дон Кихот Ламанчский», точнее, его вторая часть, в которой развивается любовная линия Китри и Басиля. Дон Кихот в балете — второстепенный, но однозначно самый харизматичный персонаж, путешествующий из картины в картину.
Балетов по этому произведению было создано немало с XVII века. Значимым стала постановка Мариуса Петипа 1869 года, которую в 1900 году переосмыслил хореограф Александр Горский. Постановка Горского стала канонической и послужила основой для большинства балетных версий романа о печальном рыцаре. Над декорациями к балету Горского работали русские живописцы Константин Коровин и Александр Головин, о их работе и сейчас в театральном закулисье говорят с придыханием.
Фото: Ольга Керелюк
«Для того, чтобы Урал Опера отличалась от других театров, а новый спектакль не стал просто одной из копий, я предложил вернуться к первой оригинальной московской версии с подлинными декорациями и костюмами Константина Коровина и Александра Головина, – рассказал постановщик Юрий Бурлака. – Директору Андрею Шишкину понадобилась буквально одна минута, чтобы ответить: «Да, здорово, мы это делаем».
Благодаря подлинным эскизам и архивным фотографиям, предоставленным Музеем Большого театра, Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства и Санкт-Петербургской театральной библиотекой, художникам и сценографам удалось воссоздать атмосферу и дух эпохи столетней давности.
Фото: Ольга Керелюк
Постановщики попытались «очистить» хореографию Горского от советских наслоений, приблизить спектакль к авторской структуре и восстановить оригинальное оформление.
«Это не реконструкция постановки 1900 года, а наше представление о ней, попытка воссоздать образ того спектакля и дух его времени на основе сохранившихся материалов, – объясняет постановщик Юрий Бурлака. – «Дон Кихотов» существует очень много, и чтобы Урал Опера отличалась от других театров, я предложил вернуться к первой оригинальной московской версии с подлинным оформлением. Чистая реконструкция в балетном театре невозможна: изменились пропорции тел артистов и их возможности, изменились фактура ткани, состав красок и световые приборы. Изменились, наконец, вкусы современной публики. Я предпочитаю соединять хореографию с той художественной средой, в которой она существовала изначально».
По словам художника по костюмам Татьяны Ногиновой, для «Дон Кихота» было создано порядка 330 костюмов, точно повторяющих по стилю и крою костюмы 120-летней давности.
Фото: Ольга Керелюк
«Спектакль был создан в период модерна, где нежные цвета любили перекрывать черным тюлем с блестками, женщина в то время олицетворяла цветок, поэтому мы делаем пышную прическу – «большую голову», – рассказывает Татьяна. – Мы видим женственные формы: округлые бедра, женственные прически. Все это отражает моду того времени».
Пышные прически балерин действительно обращают на себя внимание. Конечно, это не разлетающиеся волосы валькирий из «Вальпургиевой ночи», но страсти в спектакле кипят самые настоящие.
Фото: Ольга Керелюк
«Важны не только костюмы, – говорит исполнительница роли Мерсадес Камила Бекназарова. – Испанские страсти в балете – это обязательно поставленные красивые руки, корпус, это обязательно страсть в теле и на лице. Юбка, руки, глаза – все должно олицетворять страсть».
Примечательно, что в спектакле задействованы не только ведущие солисты и артисты балета, но и животные. В одной из сцен Дон Кихот, как и полагается истинному рыцарю, выезжает на сцену на белом коне. В компании своего друга, которому, как известно, достался маленький ослик. Животных специально подготовили: приучили к свету, шуму и обстановке театра.
«Это пример балета-обозрения, балета-ревю, – объясняет режиссер. – Его можно было бы показывать по MTV как клипы из глав романа про Китри и Базиля где Дон Кихот – главный диджей, ведущий, который скрепляет всю историю, переходя из сцены в сцену».
Чтобы насладиться спектаклем, знать произведение Сервантеса не обязательно. Но важно держать в голове мысль о том, что Дон Кихот – персонаж, который начитался рыцарских романов, ощутил себя героем, от которого ждут подвигов, и забыл, где вымысел, а где — реальная жизнь. Впрочем, человеку, который знает и понимает роман, могут открыться новые смысли, перекликающиеся с реальностью — современным балетом и жизнью в современном мире. Стоит только присмотреться, чтобы разглядеть.
Премьерные показы пройдет в Екатеринбургском театра оперы и балета 4, 5, 6,7 июля. В новом сезоне балет «Дон Кихот» исполнят 29 сентября, 2, 20, 23 октября. Приобрести билеты можно на сайте театра.
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Чащухина