В центре сюжета - татарская крестьянка Зулейха, которую раскулачивают и вместе с другими переселенцами отправляют в Сибирь. В глухой тайге она учится выживать, несмотря на тяжелые условия.
Нашумевший роман «Зулейха открывает глаза» ставят на сцене всего второй раз. Впервые он вошел в репертуар Башкирского драматического театра. Тот спектакль получился масштабным, с большим количеством актеров, декораций и спецэффектов. Он совсем не похож на постановку в ЦСД. Екатеринбургский театр решил превратить его в моноспектакль.
Татьяна Савина - исполнительница главной и единственной роли. Фото: Валентина Галина
Идея поставить роман в ЦСД пришла в голову актрисе Татьяне Савиной. Она же и стала автором инсценировки. По словам исполнительницы главной и единственно роли, тема показалось ей близкой. Актриса захотела рассказать историю женщины, которая, несмотря на нечеловеческие условия, может любить и радоваться жизни.
«В моноспектакле мне, конечно, сложнее играть, чем в обычном. Ведь тут есть только ты и все», – призналась после закрытого показа Татьяна Савина.
Помогал в подготовке спектакля режиссер ЦСД Антон Бутаков. По его словам, Татьяна предложила ему поставить этот роман в феврале прошлого года. Репетировать они начали в конце сентября, по ходу переписывая сценарий. Теперь он сильно отличается от первоначального романа.
Антон Бутаков, главный режиссер ЦСД. Фото: Евгений Поторочин
«В моноспектакле актеру сложно что-то подсказывать, – рассказал Антон Бутаков. – Татьяна сама все чувствовала. В последние дни моя задача заключалась только в том, чтобы говорить: «Не ной, пожалуйста, не ной». Надо было показать, что Зулейха – это сильная женщина. По сюжету она уже все это прошла и рассказывает о том, что было. Это уже характерная и мощная женщина».
Первые зрители, судя по их отзывам, остались довольны. Не смутило публику и то, что в этом моноспектакле – минимум мизанцсен.
«Сейчас все визуалы, мы так воспитаны, – заметил Антон Бутаков. – А этот спектакль не для тех, кто привык видеть только картинку, а для тех, у кого хорошо работает воображение. Это колоссально сложная задача для актрисы. Обычно на моноспектаклях у нас идет прямое общение с залом. Но здесь история немного другая. Зрителя как такового в данной постановке не существует. Так появилась идея единой точки, куда смотрит Татьяна во время спектакля. И всем зрителям видны ее глаза. В моноспектакле - это самое главное».
Кстати, Антон уже рассказывал Global City о том, какое место в современном театре занимает зритель, а какое актер. И о том, как же им грамотно выстроить этот непростой диалог.
Премьерные показы«Зулейха открывает глаза» в ЦСД запланированы на 24, 25 и 26 января. На первый показ сотрудники театра пригласили автора Гузель Яхину. Писательница не смогла приехать из-за загруженного графика, но пожелала создателям моноспектакля по ее роману удачи.
© Интернет-журнал «Global City» Дарья Панкратова