«Очень приятно, что многие последние наши спектакли были хорошо приняты взрослыми, – делится эмоциями директор ТЮЗа Евгения Умникова, – мы очень хотели, чтобы у нас таких взрослых, вечерних постановок стало больше и они в нашем репертуаре появляются».
Режиссером «730 шагов» выступил Григорий Лифанов, известный жителям Екатеринбурга по своему спектаклю-фантазии «Э!» на тему гоголевского «Ревизора». В этот раз выбор автора пал на Достоевского. Возникает вопрос, не слишком ли тяжелое произведение выбрал художественный руководитель для спектакля в театре юного зрителя?
«Наш посыл к молодым людям в том, что даже в самых сложных, страшных ситуациях есть выход к свету, к спасению. Герой произведения приходит к этому выходу мучительно, но все-таки постановка имеет светлые интонации», – говорит Григорий.
Евгения Умникова и Григорий Лифанов. Фото: Татьяна Шабунина
Создатели спектакля ставят перед собой задачу познакомить зрителя с романом, поднимающим тему поиска нравственных ориентиров. По словам Лифанова, постановка будет интересна и школьникам, еще не успевшим познакомиться с произведением.
«730 шагов» будет показан на малой сцене, что придает постановке ощущение камерности и глубины погружения. Стараниями польской художницы Анны Томчинска границы между зрительным залом и сценой практически стерты, а реалистичные декорации позволяют полностью погрузиться в обстановку Петербурга эпохи Достоевского. Фоном для сценического действия стали разрезанные светом образы святых.
«Световые линии, разрезающие иконостас, и отсутствие на нем Иисуса Христа символизируют разбитый крест. Так я хотела показать душевные поиски Раскольникова и приход к какой-то феерии, которая записана в самом романе», – комментирует свое художественное решение Анна.
Перечеркнутые светом лики святых и отсутствие границы между сценой и залом. Фото: Татьяна Шабунина
Композитором стал Александр Жемчужников, основатель «Другого оркестра». Он уже не первый раз занимается музыкальным оформлением спектаклей в театре юного зрителя. В этот раз музыка стала полноценным героем спектакля, который словно ступает шаг за шагом по следам Раскольникова, наматывает круги по сцене и наполняет зал напряженной атмосферой. Оригинальным решением было использовать в спектакле фольклорные мотивы.
«Когда Григорий Алексеевич (режиссер, – прим.ред.) предложил использовать казачью песню, я сначала, честно говоря, не понял смысл ее присутствия. Но в итоге она стала фундаментом такого русского душевного миропонимания, мироощущения», – рассказывает Александр.
К участию в спектакле приглашены не только звезды ТЮЗа, но и молодые актеры Екатеринбургского театрального института. Главную роль Родиона Раскольникова исполнил Никита Куляшов, который признался, что спектакль помог ему переосмыслить произведение. Григорий Лифанов отмечает, что в этом заключается еще одна задача постановки – воспитывать новое театральное поколение на хорошем литературном материале.
Никита Куляшов в роли Родиона Раскольникова. Фото: Татьяна Шабунина
Закроют сезон гастроли в рамках проекта «Дни Екатеринбурга и Свердловской области: Севастополь – Крым». Символично, что «730 шагов» будет включен в программу заключительных гастролей вместе с первой премьерной постановкой сезона – спектаклем «Евгений Онегин», по достоинству оцененного уральской публикой.
Премьерные показы спектакля «730 шагов» пройдут на малой сцене ТЮЗа 19, 20, 24 и 25 июня.
Добавим, что Театр юного зрителя уже строит планы на будущий 90-й сезон, который станет юбилейным. Зрителям предстоит увидеть, по крайней мере, 7 новых премьер: «Прощание в июне» по мотивам комедии Вампилова, спектакль «Тимур и его команда» по произведению Гайдара, постановку «Собачье сердце» по Булгакову, спектакль по мотивам Жана Както «Ужасные дети», а финальной постановкой 2020 года станет «Питер Пэн».
© Интернет-журнал «Global City» Елизавета Шевелина