Scroll Down
 -1 °C ММВБ  $100.22   €105.81
  1. Обзоры
  2. Город

«Урал Опера Балет» отмечает 110-й юбилей: как сегодня живет один из самых известных театров России

14:45 7 декабря 2022
Екатеринбургский театр оперы и балета распахнул свои двери для зрителей 12 октября 1912 года – 110 лет назад. В каждом сезоне труппа вновь и вновь удивляет зрителей мировыми премьерами, многие из которых ставятся на российской сцене впервые. Редакция Global City решила узнать, как сегодня живет и дышит «Урал Опера Балет», как готовятся спектакли и что скрыто от глаз зрителей.
«Урал Опера Балет» отмечает 110-й юбилей: как сегодня живет один из самых известных театров России
Фото: Полина Зиновьева

Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета занимает особое место на культурной карте уральской столицы. Торжественное открытие состоялось в сентябре (по старому стилю) 1912 года. Первым показанным спектаклем стала опера Михаила Глинки «Жизнь за царя», а первой балетной постановкой – произведение Риккардо Дриго «Волшебная флейта». 

Как в первые годы существования, так и сегодня театр привлекает сотни зрителей. Секреты успеха мы решили узнать у пресс-секретаря «Урал Опера Балет» Семена Чиркова.

«Премьера – это совершеннолетие спектакля»: как в театре создаются постановки

Работа над созданием спектакля в театре начинается примерно за год до премьеры. На встрече с труппой режиссер-постановщик и художник презентуют артистам и сотрудникам цехов эскиз будущей постановки, рассказывают о замысле, персонажах и основной идее. Сейчас, например, в «Урал Опере» заняты постановкой оперы «Дюймовочка» Ефрема Подгайца. Премьера назначена на осень 2023 года, однако презентация состоялась совсем недавно.

Все детали будущей постановки описываются в техническом задании. Это документ, в котором отражен каждый элемент будущей премьеры – декорации, костюмы, бутафория и свет. Словом, все, что будет находиться на сцене. Техническое задание передается цехам театра, после чего сотрудники приступают к воплощению замысла.

«Швейные цеха отшивают костюмы по эскизам художника, бутафорский цех делает реквизит, декорационный цех создает декорации. Часто бывает, что по замыслу режиссера необходим «задник» для сцены. Этим занимаются художники – расписывают ткань или делают конструкции из современных материалов. Например, в «Коньке Горбунке» наши мастера сделали для одной из сцен чудо-рыбу восемь на десять метров, сшив ее из пластин светофильтров», – рассказал Семен Чирков.

Параллельно с этим работать над спектаклем начинают артисты, которые собираются в репетиционных классах и знакомятся с материалом. Солисты оперы либо разучивают знакомые произведения (если это русская классика), либо осваивают новые. К последним можно отнести, например, оперы «Любовь издалека», «Пассажирка» или «Сатьяграха». Аналогично происходит и с артистами балета.

Поначалу репетиции проходят под рояль. В оперном классе, например, есть сцена в уменьшенном масштабе – на паркете намечено, где будут располагаться декорации. Это позволяет режиссеру продумывать мизансцены и расположение актеров. Лишь спустя время репетиции перемещаются на сцену, актеры начинают взаимодействовать с оркестром. Через несколько месяцев после начала работы спектакль приобретает ясные черты.

«Ближе к премьере все эти процессы начинают складываться в общую картину. Как у звукорежиссеров, которые сводят песню: записан голос, один музыкальный инструмент, второй, бас, барабаны, гитара. И все это превращается в единую композицию. У нас также наступает такой день, когда на сцене сводится все воедино – генеральная репетиция», – рассказывают в театре.

На генеральной репетиции актеры в костюмах вместе с оркестром показывают прессе итоговый результат. Как правило, это происходит незадолго до премьеры.

«Премьера – это день рождения спектакля, когда он выходит в свет, к публике. Зритель видит итог работы сотен людей», – добавил Семен Чирков.

Театр никогда не спит

Работа в «Урал Опера Балет» идет практически круглосуточно. Сцена, как отмечают в театре, никогда не пустует, даже ночью. Либо на ней проходят репетиции, либо монтировщики занимаются возведением декораций для очередного спектакля. Для того, чтобы скоординировать работу всех служб, в театре составляют жесткое расписание.

«Ночью, скорее всего, монтируется спектакль, который будет показываться следующим вечером или утром, если это детская постановка. Сцена всегда занята, даже в выходной день», – рассказал Семен Чирков.

Декорации к спектаклям, кстати, хранятся не в театре, а на складе за Екатеринбургом. За день-два до показа их привозят в здание, выгружают и только после этого устанавливают на сцене. Самыми сложными по сборке являются постановки «Пиковая дама», «Летучий голландец» и «Царская невеста».

Рабочий день в театре начинается с утра. Артисты балета, например, оттачивают в классах базовые элементы, физическую подготовку, ритмику для того, чтобы всегда быть в форме. Во второй половине дня танцовщики приступают к репетициям спектаклей – либо вспоминают постановки из текущего репертуара, либо разучивают новый материал. В то же время совершенствованием мастерства занимаются и солисты оперы.

«В театре необходима постоянная огранка таланта. С артистами все время занимаются педагоги, хореографы. Благодаря этой работе артисты ежедневно совершенствуются и растут как профи», – добавляют в театре. 

Визитная карточка театра

Спектакли театра регулярно становятся номинантами и лауреатами главной премии – «Золотой Маски». И это неудивительно – режиссеры каждый сезон показывают зрителям потрясающие воображения постановки, многие из которых можно посмотреть только на сцене «Урал Опера Балет». Например, оперы «Сатьяграха», «Любовь издалека» и «Три сестры». Благодаря уникальности этих спектаклей их можно назвать визитной карточкой театра.

«Что касается балетов, то лично я убежден: все, что делает Слава Самодуров, можно назвать нашей визитной карточкой. Из последнего – это «Конек Горбунок» и «Приказ Короля». Эти балеты любит публика, нас приглашают на гастроли с этими постановками. Еще я бы отметил совместную работу театра «Урал Опера Балет», фонда M.ART и продюсерского агентства JokerLab – спектакль «L.A.D» на музыку Леонида Десятникова», – рассказал Семен Чирков. 

«Зритель любит понятные спектакли»

Формирование репертуара в театре – это отдельная наука, в которой есть великое множество факторов. Поэтому в театре следят за интересом к тому или иному спектаклю. Например, когда постановка находится в репертуаре слишком долго, интерес у публики может начать снижаться. Тогда ее стараются показывать реже, а затем и вовсе заменяют на новый спектакль.

Некоторые спектакли из репертуара театра пользуются среди зрителей особой популярностью, несмотря на возраст. Например, это касается оперы «Царская невеста». Премьера состоялась в 2009 году, однако показы до сих пор собирают полные залы.

«Наш основной зритель любит понятные спектакли. Например, «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Царская невеста». Это красивые, масштабные оперы на родном языке. Хиты. Вот «Царскую невесту» любят народной любовью. Это одна из самых давних наших постановок, возрастной спектакль. Но на нее по-прежнему ходят. Нет эффекта новизны, моды, она не на слуху. Ее любят те, кто любит русскую оперу», – рассказывают в театре.

В идеале каждый спектакль должен удовлетворять интересы самых разных зрителей – удивлять замыслом постановщика, красотой декораций, мастерством артистов, масштабом постановки или эффектной «фишкой». Например, в балете «Дон Кихот» на сцену выходит белая лошадка, которая стала настоящей звездой. Несмотря на то, что премьера спектакля состоялась в 2019 году, он до сих пор вызывает у публики огромный интерес.

«Изначально присутствие лошади не задумывалось режиссером, как элемент привлечения аудитории. Не было задачи сделать шоу из балета. Все дело в музыке – если бы Дон Кихот появлялся на сцене пешком, он бы не укладывался в такт, не был бы столь величественным», – заключили в театре.

Необычную артистку привозят в театр из конного клуба в теплом вагончике. За каждый выход она получает зарплату, а за сценой лакомится яблоками. Примечательно, что у нее ярко выражена музыкальность – она шагает под музыку и не сбивается с ритма. За несколько лет лошадь стала частью команды и помогает театру делать спектакль популярным.

В декабре репертуар составляют тематические спектакли. Например, ближе к Новому году показы балета «Щелкунчик» проходят практически каждый день. Зрители охотно идут на любимую постановку, так как она стала доброй предпраздничной традицией.

«Урал Опера Балет» сегодня

Сегодня «Урал Опера Балет» – один из самых известных театров в России. Спектакли регулярно удостаиваются наивысших наград, а труппа гастролирует по всему миру. Юбилей в театре решили отметить с размахом – в 2023 году на сцене пройдет ряд громких премьер, концертов и посвящений. Кроме того, в следующем году театр представит спектакль «L.A.D.» на музыку Леонида Десятникова на «Золотой Маске» – постановка заявлена в номинации «Балет». Хореографы – Вячеслав Самодуров, Андрей Кайдановский и Максим Севагин – стали номинантами в категории «Балетмейстер/хореограф». Также жюри отметило работу художников спектакля, которые будут бороться за победу в соответствующей номинации.

Билеты на показы спектаклей в декабре стремительно заканчиваются, однако у жителей Екатеринбурга еще есть возможность посетить театр до Нового года. Так, 8 декабря в «Урал Опере» покажут недавнюю премьеру «Черевички» (18+), а 24, 27 и 29 юных театралов приглашают на детскую оперу «Морозко» (6+).

Также в театре открылись продажи на январские спектакли. Посетить «Рождественский концерт» (6+) можно 2, 2, 6 и 8 января, «Щелкунчика» (6+) – 3, 5, 7, 27 и 28 января, а показ «Черевичек» пройдет 29 января.

Фото: предоставлено пресс-службой "Урал Опера Балет"

© Интернет-журнал «Global City»

Подписывайтесь на наш VK, и читайте больше хороших новостей!
Спецпроект

Поделиться

Другие материалы на тему


16+