Безусловно, мировые события должны были оказать влияние на творчество российских художников, на появление запретных тем, а, может, и новых направлений в мире искусства. Global City решил узнать, о чем говорят художники сегодня и какое будущее у российского искусства.
О чем говорят современные художники?
Фото с персональной выставки Алисы Горшениной в Ельцин-центре
Куратор паблик-арт программы «ЧО» и директор Арт-галереи «Ельцин-центра» Илья Шипиловских рассказал, что сегодня многие художники стараются отойти от написания картин и используют другие способы самовыражения. Современные идеи основаны больше на исследованиях. Но это присуще современному искусству в целом, а не ситуации «здесь и сейчас».
«Работы художников основаны на исследованиях, когда в основе лежит сбор информации, ее анализ, а потом репрезентация. В принципе, безотносительно того, какие формы принимает искусство, у него главное – определение проблемы и поиск адекватного способа сделать эту проблему видимой. Вот как ты сможешь сделать ее видимой в пространстве музея, галереи, или в совершенно ином пространстве – заброшенном доме или сквере, это все больше не имеет значения. Сейчас имеет значение другое – необходимо найти встречу с публикой и найти возможность сделать проблему видимой для публики», – рассказал Илья Шипиловских.
Арт-директор галереи «Синара Арт» Юлия Борзенкова говорит, что одной из ведущих тем современных художников является поиск себя, своей идентичности, «на которую можно опереться в новом хрупком мире». Именно поэтому некоторые художники обращаются к темам своего детства, юности и в целом прошлого.
Фото из личного архива Юлии Борзенковой
Уральская художница Алиса Горшенина рассказала, что ее работы стали более эмоциональными, и в целом она сейчас работает больше со своими эмоциями, чаще с негативными.
«Мои работы всегда отражали мою жизнь, мое эмоциональное состояние. Сейчас в основном я нахожусь в подавленном состоянии, испытываю очень много боли, переживаний, и это все отражается в моем творчестве. Я их условно называю «работы, которые плачут». Это работы, говорящие о боли и душевных переживаниях», – поделилась художница.
Других взглядов придерживается художник Сергей Акрамов. Он говорит о том, что сейчас старается не работать в негативном ключе, а, наоборот, пытается переосмыслить свой опыт прошлого, чаще позитивный.
Фото из личного архива Сергея Акрамова
«Меня интересует время, противопоставление человека и природы в глобальном смысле. Мне близок поиск эстетики в повседневности, запечатление моментов жизни. Я стараюсь по-своему смотреть на мир и фиксировать эти наблюдения», – говорит Сергей.
Таким образом, художники в России продолжают работать с темой эмоций и своим опытом, исследуя и переосмысляя его, перерабатывая в конкретные сюжеты и объекты искусства. Восприятие этих эмоций и опыта зависит от личности самого художника.
Формы выражения в искусстве
Фото из галереи Синара Арт, экспозииция «Искусство или жизнь? Мифологизация бытия»
Современные художники давно расширили арсенал средств для создания объектов искусства. Они не ограничиваются написанием картин, хотя эта форма по-прежнему актуальна.
«Современное искусство – это искусство, у которого есть необходимость срочно и быстро появиться в том или ином месте, занять большое количество пространства и быть таким, чтобы человек удивился, а потом рассказал об этом другим», – говорит Илья Шипиловских.
Именно поэтому у художников пользуются популярностью видео-арт, инсталляции, перформансы.
Фото с персональной выставки Алисы Горшениной в Ельцин-центре
Юлия Борзенкова считает, что в наше время активно развивается цифровое искусство и био-арт. Также у художников есть интерес к перформансам и NFT.
«Био-арт – это направление, в котором художники работают с живыми бактериями, организмами и жизненными процессами, опираясь на биотехнологии и создавая свои работы в лабораториях или непосредственно в галерее, подобно научному эксперименту», – поделилась Юлия Борзенкова.
NFT искусство – это и есть яркий представитель искусства XXI века. Оно развивается в цифровом пространстве. Аббревиатура расшифровывается как Non Fungible Tokens, то есть дословно – невзаимозаменяемые токены. Другими словами, это уникальный цифровой документ, в котором содержится информация о создателе проекта и о его владельце.
«NFT-искусство существует в собственной экосистеме. Сейчас оно невероятно актуально и продолжает расширяться как художественная практика», – говорит Юлия Борзенкова.
О переходе в диджитал-среду говорит и Сергей Акрамов. Кроме перечисленных ранее направлений в искусстве, художник называет и такие, как виртуальная и дополненная реальность.
«Я думаю, в будущем все усложнится и перемешается. Будет некий сложный симбиоз в искусстве. Границы размываются, искусство трансформируется», – подводит итог художник.
Кстати, все наши спикеры говорят о трансформациях в искусстве как о растянутом во времени процессе, а не о ситуации «здесь и сейчас». Безусловно, каждый художник – это человек, имеющий собственные взгляды, жизненный опыт, эмоции и чувства, и он имеет право их выражать так, как хочет, но оказывает ли это влияние на мир искусства в целом? Скорее всего нет, так как изменения происходят с течением времени, а не одномоментно. То есть инсталляции и перформансы начали набирать популярность не сегодня и не полгода назад. Это мировая тенденция, которая нашла отражение и в российском искусстве. А вот что зависит от каждого конкретного художника, так это темы.
Запретные темы
Фото из галереи Синара Арт, экспозииция «Искусство или жизнь? Мифологизация бытия»
«Табуированных тем у меня нет. Я считаю, что искусство – это такое поле, где не должно быть никаких запрещенных тем», – говорит Алиса Горшенина.
Художница рассказала, что запрещает себе работать, оглядываясь на ограничения. Если ей хочется о чем-то говорить, она будет это делать.
Но есть и другой взгляд на ситуацию. Сергей Акрамов говорит, что есть темы, о которых ему бы хотелось поразмышлять и, может быть, переместить их в творческое пространство. Но: «Всегда найдутся те, кто раскроет эти темы должным образом. А я лучше промолчу», – поделился художник. Тут стоит объяснить позицию автора. Сергей говорит, что не хочет спекулировать на политике и ему не близки социальные темы. Он старается не рефлексировать сиюминутно на происходящее, а дает себе время переработать информацию.
Фото из личного архива Сергея Акрамова
Если посмотреть на художественный мир со стороны обывателя, то может показаться, что запретные темы существуют. И нельзя сказать, что это мнение неверное. Нам, как потребителям искусства, видно, что некоторые работы стрит-арт художников исчезают в течение часа после появления, а до галерей современного искусства вряд ли смогут дойти работы на острополитические темы. И если художник хочет выставляться в крупных салонах и участвовать в ярмарках, то в его же интересах не использовать запрещенный контент.
Что же тогда делать художникам, которые не ограничивают себя? Уходить в подполье? Создавать новый андеграунд?
Новые направления в искусстве
Фото с выставки RGB в галерее Синара Арт
В процессе чтения нашей статьи у кого-то точно возникнет вопрос: а могут ли повлиять события, развивающиеся в стране, на появление новых направлений в искусстве? Ведь когда-то появился авангард, как некий протест, да и любое другое художественное направление возникало последовательно, как реакция на текущие события.
Наш эксперт Илья Шипиловских уверен, что этого не произойдет и новое направление в искусстве не появится.
«Никакой новый взрыв невозможен. То есть представить себе ситуацию, когда появляется новый русский авангард в перспективе ближайших лет, я не могу. По-моему, это очень далеко», – делится своими мыслями Илья.
И Илья Шипиловских, и Сергей Акрамов говорят о том, что сейчас художественное искусство в России находится в стагнации. Если первый эксперт смотрит на художников в общем и делает вывод на основании заметных тенденций, то второй – на основании собственного опыта.
«Вообще последнее время можно сказать, что я замедлился и вовсе поставил на паузу весь художественный процесс», – говорит художник.
Какое будущее у российского искусства
Фото с персональной выставки Алисы Горшениной в Ельцин-центре
Всем спикерам было трудно ответить на вопрос про будущее российского искусства. Но есть факты, которые сложно отрицать. На двух крупных международных ярмарках искусства – Венецианской биеннале (Италия) и Documenta (Германия), которые проходят в этом году, российские участники не представлены.
«Это говорит о том, что российское искусство выбирает свой путь», – отмечает Илья Шипиловских.
При этом художники на данный момент с трудом представляют свое развитие без участия мирового сообщества. Несмотря на то, что искусство индивидуально, необходим обмен опытом и фиксация на «здесь и сейчас». Об этом говорит Сергей Акрамов.
«Для роста нужно развиваться в общей экосистеме», – отметил художник.
Алиса Горшенина рассказала, что долгое время пыталась заявить о себе за пределами России, но сейчас это сделать практически невозможно.
«Мне, художнице, которая живет в России и не хочет отсюда переезжать, всегда было тяжело, а сейчас шансы на успех за рубежом все же есть, но они уменьшились», – поделилась Алиса.
Фото с персональной выставки Алисы Горшениной в Ельцин-центре
Конечно, у российского искусства есть будущее, и это будущее может быть прекрасным. Художники продолжают творить, используя все возможные для этого форматы. В галереях по-прежнему открываются выставки, планируются новые экспозиции. Как мы уже говорили, сложно отследить точку развития в моменте, «здесь и сейчас», и может быть, спустя 10, 20, 30, 40, 50 лет станет понятно, был ли период 2020-2022 судьбоносным для российских художников и мира современного искусства.
Фото: Ольга Юшкова, Полина Зиновьева, Варвара Сивоволова, личный архив Сергея Акрамова
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Цыганова