В этом году 24 июня в Театре имени Евгения Вахтангова состоится 30-я церемония награждения лауреатов премии «Золотая маска». В шорт-лист претендентов вошли 40 российских театров, в числе которых «Урал Опера Балет» и «Провинциальные танцы». Союз театральных деятелей России сообщает, что на конкурс было подано 1166 заявок – это спектакли, созданные в период с 1 августа 2022 года по 31 июля 2023 года. В лонг-лист попали 115 спектаклей. В итоговый конкурс допустили 50 постановок. Жюри конкурса посетило более 20 городов, чтобы отсмотреть спектакли, заявленные на премию.
В Екатеринбурге жюри «Золотой маски» посмотрело четыре спектакля в театре «Урал Опера Балет» – оперу «Черевички», балеты «Сильфида», «Павильон Армиды» и «Sextus Propertius». Все четыре спектакля будут бороться за премию, которую вручат сегодня, 24 июня.
В номинации «Опера / спектакль» представлен спектакль «Черевички». Его премьера состоялась 18 ноября 2022 года. Артисты театра – Наталья Буклага и Павел Межов, исполнившие роли Солохи и Школьного учителя в «Черевичках» поборются за приз в номинациях «Опера / женская роль» и «Опера / мужская роль».
Балеты «Сильфида», «Павильон Армиды» и «Sextus Propertius» претендуют на приз в номинации «Балет / спектакль». «Сильфиду» показали на сцене театра 6 июля 2023 года, а балеты «Павильон Армиды» и «Sextus Propertius» вошли в программу балетов вместе с постановкой «Венгерские танцы», премьера которой состоялась 14 апреля 2023 года. Балеты «Павильон Армиды» и «Sextus Propertius» также представлены в номинациях: «Балет / работа дирижера», «Балет / работа балетмейстера-хореографа». Все три постановки будут бороться за «Золотую маску» в категории «Балет / женская роль». За приз в номинации «Балет / мужская роль» сразятся «Сильфида» и «Павильон Армиды». В категории «Работа композитора в музыкальном театре» представлен балет «Sextus Propertius». «Черевички» и «Павильон Армиды» завалены в номинации «Работа художника в музыкальном театре». «Работу художника по костюмам» оценят в спектаклях «Сильфида» и «Черевички». Кроме этого, балет «Sextus Propertius» представлен в номинации «Работа художника по свету».
За премию «Золотая маска» будет бороться еще один екатеринбургский театр – «Провинциальные танцы». В номинации «Работа композитора в музыкальном театре» представлен спектакль «Тело театра». Этот же спектакль номинирован на премию в конкурсе «Эксперимент». Премьера спектакля «Тело театра» состоялась 18 октября 2022 года.
«Урал Опера Балет» / опера «Черевички»
Премьера оперы на музыку Петра Чайковского состоялась в ноябре 2022 года. Этот спектакль уже был в репертуаре екатеринбургского театра, но 70 лет назад. Возродить постановку вызвался режиссер Борис Павлович, для которого «Черевички» в определенном смысле стали дебютом – до этого постановщик работал лишь над драматическими спектаклями.
«Это мое восхищение, удивление, гамма чувств, связанная с первой встречей с оперой. Это моя первая работа в оперной форме. Конечно, для меня эта история о том, как на сцене живет музыка, какая она разнофактурная, как она дышит», – признается режиссер.
Спектакль создан на основе повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». Перед зрителями разворачивается красочная и мистическая история любви – кузнец Вакула в попытках впечатлить возлюбленную Оксану отправляется в Петербург за черевичками. Ему строит козни Черт, который затаил обиду на главного героя. Сам Чайковский называл «Черевички» своей лучше оперой. С самого начала зрителя захватывает в настоящий круговорот – на сцене появляется хор, ансамбли, симфонические антракты и балет. Впечатляют и декорации, которые сменяются, будто в калейдоскопе. Режиссер признается, что сценография была вдохновлена творчеством «наивных» художников – Марком Шагалом, Фридой Кало и другими.
В первом акте зрителям предстоит погрузиться в яркий, самобытный, веселый мир провинции. В то же время во втором отделении действие перемещается в Санкт-Петербург. Северная столица предстанет неким Вавилоном, неприступной крепостью.
«Урал Опера Балет» / «Сильфида»
Премьера балета «Сильфида» состоялась 6 июля 2023 года. Ранее этот спектакль можно было найти в репертуаре театра, но на несколько сезонов он пропал из афиш. Возродить постановку взялись Елена Панкова и Алексей Семенов, а идея принадлежит Вячеславу Самодурову. Стоит отметить, что балету «Сильфида» несколько сотен лет, впервые он был показан на парижской сцене. Постановщиком тогда выступил Филиппо Тальони. Среди зрителей оказался датский хореограф Август Бурнонвиль. Он решил воплотить балет на родной копенгагенской сцене, однако партитура оказалась слишком дорогой для театра. Отказ не остановил хореографа – он заказал новую музыку и сочинил свою «Сильфиду».
Театр «Урал Опера Балет» за основу своего спектакля взял балет Бурнонвиля. Жители Екатеринбурга увидели «Сильфиду» такой, какой ее видели жители Копенгагена.
«Конечно, в нашей постановке есть небольшие изменения – от каких-то мизансцен нам пришлось отказаться, где-то, наоборот, добавляли что-то новое. Все-таки прошло 200 лет – и техника изменилась, и читабельность мизансцен. Некоторые моменты просто были крайне длинными, в XIX веке это, наверное, было очень интересно, а мы же ускорили темп всего спектакля, чтобы это было энергично и не скучно», – рассказал Алексей Семенов.
«Урал Опера Балет» / «Павильон Армиды», «Sextus Propertius», «Венгерские танцы»
Этот спектакль стал первой балетной премьерой 111-го сезона, который показали на сцене 14 апреля 2023 года. К работе над спектаклем подключились три хореографа, имена которых известны далеко за пределами России. Каждый из них создал одноактный балет. Будущий художественный руководитель театра Максим Петров поставил «Павильон Армиды», Антон Пимонов представил «Венгерские танцы» на музыку Иоганнеса Брамса, а Вячеслав Самодуров обратился к одной из элегий древнеримского поэта Проперция и создал балет «Sextus Propertius».
«Первый акт – это такая классическая история, в музыке можно услышать отголоски Чайковского, Скрябина. Второй – это Брамс. На мой взгляд, такая неоклассика, и она очень хорошо впитывается после первого балета. Третий акт, по сравнению с первыми двумя, ультрасовременный. Он направлен на то, чтобы расширять то пространство, которое есть в первом и втором акте, поставить многоточие после всего, что происходит на сцене», – рассказал дирижер-постановщик Артем Абашев.
Спектакль начинается с балета Максима Петрова «Павильон Армиды». Сюжет отсылает к новелле Готье «Омфала» – в музейном зале оживает гобелен, на котором изображена волшебница Армида. Затем следует балет Антона Пимонова «Венгерские танцы». Режиссер-постановщик предпочитает не связывать артистов и зрителей фольклорными аллюзиями и предлагает просто танцевать — но простота его хореографии, как правило, обманчива. Наконец, завершается спектакль балетом Вячеслава Самодурова. Название постановки – отсылка к творчеству древнеримского поэта Проперция. Композитор Алексей Сысоев использовал одну из элегий поэта при написании музыки к спектаклю. В партитуру для струнных, синтезатора, ударных и фонограммы он ввел партии чтецов, скандирующих текст Проперция. Кроме того, в качестве инструментов артисты хора используют печатные машинки.
«Провинциальные танцы» / «Тело театра»
Премьера спектакля «Тело театра» состоялся 18 октября 2022 года. В театре решили отказаться от классического показа в зрительном зале. Во время всего представления зрители ходят по зданию театра вместе с артистами. В основу постановки легли реальные истории здания первого театра «Колизей» и людей, связанных с ним.
«Основная тема: «реагирует ли как-то театр на события, которые происходят за его пределами?» Или театр – это замкнутая структура? Как меняется театр со временем? Как он взаимодействует с властью, обществом, политикой и как живет сегодня?», – поделилась режиссер Елена Павлова.
Историю «Колизея» разбили на несколько этапов. Каждый временной период жизни театра – разные тела артистов. Какие-то события призваны к эпохе и историческим этапам, другие связаны с периодом функционирования в театре какого-либо заведения. Драматургия спектакля выстраивается за счет повторения и цикличности.
Отдельный акцент создатели спектакля делают на атмосфере театра, которая ассоциируется с тотальным одиночеством.
«Такое состояние вообще часто свойственно спектаклям сайт-специфик. В теле театра есть не только физическое, но и душевное – и все это цельно. Музыкальное оформление решено через минимализм композитора Настасьи Хрущевой. Соединение музыкальной и визуальной ткани работает на достижение режиссерской идеи – соединяют прошлое и настоящее», – говорится в описании спектакля на сайте «Провинциальных танцев».
Сегодня в 19:00 по московскому времени начнется церемония награждения лауреатов премии «Золотая маска». Следить за финалом можно будет в режиме онлайн. Познакомиться со списком номинантов можно по ссылке.
Фото: Global City / Иван Кабанов, Полина Зиновьева, Полина Попова, Евгений Поторочин
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Цыганова, Полина Попова