Аллея кошмаров
Режиссер: Гильермо дель Торо
В 2021 году имя короля современного нуара Гильермо дель Торо вернулось на киноафиши – режиссер выпустил картину «Аллея кошмаров», которая пришлась по душе оскаровскому комитету. Новое творение Мастера представлено сразу в трех номинациях: «Лучшие костюмы», «Лучшая операторская работа» и «Лучший фильм».
Одним из главных преимуществ ленты является ее звездный актерский состав – главные роли исполнили Брэдли Купер, Кейт Бланшет, Руни Мара и Уильям Дефо. Мастодонты индустрии смогли создать на экране чарующий, гипнотический ансамбль, за которым завороженный зритель наблюдает до самых титров.
Обратить внимание на фильм стоит еще и потому, что в ней режиссер решил отойти от привычной фабулы. И в оскароносной «Форме воды», и в «Лабиринте фавна», и в «Багровом пике» Гильермо дель Торо сопоставляет на экране настоящих монстров с людьми, и, как правило, человечья натура всегда проигрывает. В «Аллее кошмаров» же чудищ нет. Все два с половиной часа режиссер с филигранной точностью показывает распад личности главного героя, утверждая, что самые страшные демоны таятся в душе человека.
18+
Лакричная пицца
Режиссер: Пол Томас Андерсон
Одним из самых громких и долгожданных камбэков минувшего года можно смело назвать возвращение Пола Томаса Андерсона в киноиндустрию. Свой последний фильм он выпустил в 2017 году. Несмотря на то, что Андерсону всего 51 год, его уже называют классиком. Каждая его картина удостаивается наивысших наград, а киноязык режиссера изучают по всему миру.
Красной нитью сквозь все произведения творца проходит изучение отдельно взятой эпохи. Так, в «Нефти» Андерсон фокусировался на проблемах американского общества в девятнадцатом веке, в «Призрачной нити» признавался в любви пятидесятым, а в «Любви, сбивающей с ног» разбирал на атомы и молекулы современность. В новом фильме режиссер взялся за семидесятые, с их легкостью и шармом юности.
Сюжет разворачивается вокруг пятнадцатилетнего Гэри, который очарован 25-летней Аланой. Девушка не спешит принимать ухаживания подростка, но в один все же сдается под напором юноши и соглашается на один ужин. Неловкий вечер перерастает в крепкую дружбу, а затем перерастает в первую любовь.
Критики высоко оценили картину. Многие издания, в том числе Empire, Esquire, IndieWIre, The Guardian, Men’s Health, Rolling Stone, Time Out, Wired, включили «Лакричную пиццу» в свои списки лучших фильмов года, а на «Оскаре» она представлена в трех главных номинациях: «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший оригинальный сценарий».
18+
Тик-так, бум!
Режиссер: Лин-Мануэль Миранда
Несмотря на то, что личность Джонатана Ларсона (а именно его фигуре посвящен фильм) незнакома российскому зрителю, обратить внимание на картину все же стоит. Во-первых, она продолжает череду киномюзиклов, постепенно восстающих их пепла (в этом жанру помог мега-успешный «Ла Ла Ленд»). Во-вторых, исполнителя главной роли Эндрю Гарфилда наградили «Золотым глобусом» за лучшую мужскую роль. Наконец, в-третьих, режиссер фильма Лин-Мануэль Миранда – обладатель высших наград в мире театра. На его счету «Эмми», «Тони» и даже «Пулитцер».
Джонатан Ларсон – композитор, подаривший миру культовый рок-мюзикл «Богема». Зритель застает героя в начале пути, когда он подрабатывал официантом в надежде скопить денег на постановку своего первого спектакля. Продюсеры отказываются от его эксцентричных идей, а друзья постепенно теряют веру потенциальный успех. Несмотря на неудачи и потерю близких (в США в то время только-только начиналась эпидемия СПИДа), композитор продолжает днями и ночами писать музыку, которая однажды совершит головокружительную революцию на Бродвее. Лейтмотивом идет тиканье часов – Джонатану кажется, что его время на исходе. К сожалению, в реальности так и оказалось. Музыкант умер в 35 лет, так и не дожив до премьеры «Богемы».
На «Оскаре» фильм представлен в номинациях «Лучшая мужская роль» и «Лучший монтаж».
18+
Власть пса
Режиссер: Джейн Кемпион
Пожалуй, фильм «Власть пса» с Бенедиктом Камбербэтчом в главной роли можно смело назвать главным фаворитом «оскаровской» гонки – критики пророчат ему победу во всех номинациях, в которых она представлен («Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучший режиссер», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший звук», «Лучшая операторская работа», «Лучшая работа художника-постановщика»). Стоит отметить, что предсказания киноведов небезосновательны – на «Золотом глобусе» лента одержала победу в категории «Лучший драматический фильм», а постановщица забрала премию за лучшую режиссерскую работу.
«Власть пса» стоит увидеть хотя бы потому, что с его помощью режиссер реанимирует жанр вестерна, в котором, казалось, сказано уже все. Современные кинематографисты редко обращаются к историям про ковбоев, так как тягаться с мэтрами (Сержио Леоне, Клинт Иствуд) – дело гиблое. К тому же, новая этика напрочь отрицает токсичную маскулинность, которая как раз и свойственна классическим вестернам. Поэтому решение Джейн Кемпион перенести действие своего нового фильма в 20-е годы, на ранчо, где вся власть принадлежит мужчинам, можно назвать поистине героическим.
Завлекая зрителя в кинозалы эстетикой Дикого Запада, картина все же немного обманывает зрителя. В ней нет перестрелок, погонь и охоты на преступников. Есть лишь тонкое исследование мужественности и ее граней, размышления о поиске себя в мире и, конечно, любви.
16+
БоксБалет
Режиссер: Антон Дьяков
В этом году Американская академия кинематографических искусств проигнорировала заявку России – страну в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» должна была представлять картина Киры Коваленко «Разжимая кулаки», но в шорт-лист номинантов она не попала. Однако встретить в списке номинантов российских режиссеров все же можно. Мультфильм, созданный Антоном Дьяковым, представлен в категории «Лучший анимационный короткометражный фильм на иностранном языке».
Картина повествует о трогательной истории любви между балериной Ольгой и боксером Евгением. Контраст нежности и грубой силы, тонкой танцовщицы и огромного спортсмена создает на экране удивительное, фантасмагоричное действие. Режиссер размышляет над ключевой философской проблемой – «быть или казаться».
На Родине мини-шедевр Антона Дьякова высоко оценили кинокритики и киноведы. На кинофестивале «Короче» «БоксБалет» завоевал приз за лучший анимационный фильм, а также получил номинацию на премию «Ника».
6+
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова