1925 год, США, Монтана (впрочем, заботливо снятая в Новой Зеландии). В стране бушуют «ревущие двадцатые», невиданный экономический подъем, у власти президент-республиканец Калвин Кулидж. Первая Мировая уже закончилась, Вторая еще не началась. До катастрофы Великой депрессии еще лет пять. Но все это неважно, поскольку действие происходит на деревенском ранчо, где время как бы остановилось в той эпохе, когда деревья были больше, трава зеленее, а мужчины мужественнее.
Ранчо управляют два брата – пухлый и умеренный Джордж (Джесси Племонс) и токсичный грубиян Фил (Бенедикт Камбербэтч). Размеренное и предсказуемое течение их жизни заканчивается в тот момент, когда Джордж решает жениться на местной вдове Роуз (Кирстен Данст), у которой есть сын от первого брака Питер (Коди Смит-Макфи) – ухоженный и таинственный молодой человек. Через некоторое время между Филом и Питером, несмотря на все противоречия, возникает странная химическая реакция.
Вопреки названию, никаких псов в фильме практически нет. Название – это цитата из Библии (Избавь мою Душу от меча и от Власти Пса). Пес в данном случае – это Фил, который хоть и выпускник Йеля, но ведет себя как заправский реднек. Он ненавидит всех вокруг и доволен этим.
Казалось бы, идеальный «оскаровский» материал – подавленная гомосексуальность, раскаяние мизогина и все такое. Но на самом деле все совсем иначе. Откатимся немного назад и обратимся к истории главной американской кинопремии.
Разумеется, «Оскар» – очень сильно политизировался, особенно в последние годы. Повестки лауреатов каждый раз совпадают с повесткой демократической партии США, особенно ее наиболее радикального левого крыла. Можно над этим смеяться и упрекать автора данного текста в конспирологии, но давайте обратимся к фактам:
- В 2021 году «Оскар» получает фильм «Земля кочевников» – драма о людях, потерявших работу, вынужденных жить на улице. Картина повествует о классовом расслоении и всесилии американских компаний вроде «Амазон».
- В 2020 году «Оскар» получает южнокорейская картина «Паразиты». Фильм о том, что есть бедные и богатые, в мире царит классовое расслоение и к каким трагедиям это все приводит.
- В 2019 году «Оскар» получает фильм «Зеленая книга» – роуд-муви о расизме, сегрегации и понимании того, что афроамериканцы (не может быть!) тоже люди.
- В 2018 году «Оскар» уходит «Форме воды». Фильм о том, как представители разных меньшинств (глухонемая уборщица, коммунист, гей, афроамериканка и морское чудище(но доброе)) – борются против противного, белого, цисгендерного, гетеросексуального мужчины-злодея.
- В 2017 году победителем становится драма «Лунный свет», в самом прямом смысле этого слова вырвавшая победу у «Ла-Ла-Лэнда». Фильм о гее-афроамериканце и о том, с какими трудностями ему приходится сталкиваться в суровой Америке.
Проблема не в том, что это все политические фильмы, а в том, что в своей политизированности они очень одновекторны. Невозможно сегодня представить, что «Оскар» получит, например, лента о том, как человека затравили и закэнселели только за то, что он что-то не то написал у себя в «Твиттере».
Но, как бы это ни было парадоксально, фильм «Власть пса» именно об этом. Фигурально, конечно, выражаясь, поскольку в 1925 году в Штате Монтана никакого «Твиттера» не было. Но для того чтобы в этом разобраться более подробно, нам придется обратиться к финалу картины, а, следовательно, заспойлерить ее.
Осторожно, далее в тексте следуют спойлеры(!!!) на фильм «Власть пса». Кто еще не посмотрел – бегом, а после возвращайтесь к прочтению данного текста.
Итак, токсичный, грязный и нелюдимый Фил всячески портит жизнь молодоженам Джорджу и Роуз. Фатшэймит Джорджа, мэнсплейнит Роуз и отпускает гомофобные шуточки в сторону Питера. Именно Фил и является этим самым псом, под чьей властью находится ранчо (читай – символ всей Америки) и который не дает нормально жить мягким, добрым и прогрессивным родственникам.
Тогда Питер решает не терпеть такого скотского обращения. Он придумывает хитроумный план. Узнав о том, что Фил латентный гей, он втирается к нему в доверие, очень тонко соблазняет и дарит ему шкуру убитой больной коровы, не упоминая о том, что она была больна. После недолгого взаимодействия с этой шкурой Фил умирает. Точнее, его убивает Питер. Конец.
Что тут сказать? Разумеется, любое историческое кино всегда говорит не о том периоде, о котором оно снято, а о том периоде, в который оно снято. Фил, герой Камбербэтча, – это, разумеется, кондовый представитель старой Америки, с его гомофобией, мизогинией, расизмом, патриархальностью, мачизмом, мускулинностью и всем прочим. А Питер – это новая Америка. Он мягкий, дружелюбный, толерантный, метросексуальный (как минимум) и, хоть и держит под кроватью томик Библии, в конечном счете сам наводит на ранчо социальную справедливость.
И тут Кэмпион ставит перед нами глобальный этический вопрос: означает ли это, что новая толерантная Америка имеет моральное право уничтожить старую мракобесную Америку? Имеют ли право идеалисты из движений BLM, Metoo и SJW уничтожать жизни патриархальных токсиков (типа Харви Вайнштейна, Кевина Спейси, Джоан Роулинг т.д.)?
Вопрос остается открытым. Но то, что совершает Питер в фильме, называется убийство. Холоднокровное, продуманное, преднамеренное и безжалостное. Оправдывает ли его то, что Фил был, мягко скажем, не очень приятным человеком?
Нет, не оправдывает.
Если «Власть пса» получит 27 марта Оскар за лучший фильм, это будет первый случай в новейшей истории США, когда приз достается фильму не о том, что в борьбе с патриархальным злом все средства хороши, и от том как все хорошее борется против всего плохого, а о том, что зло – понятие очень сложное и относительное. И кто в этой истории настоящий пес и у кого тут власть – еще очень большой вопрос.
18+
© Интернет-журнал «Global City» Дмитрий Дерябин