Молодая девушка, ведущая активную переписку с подругой у себя на кухне, внезапно получает звонок на домашний телефон. Таинственный собеседник задаёт несколько странных вопросов, включая самый главный: «Какой твой любимый фильм ужасов?». Через несколько минут этот незнакомец забежит в дом в маске призрачного лица и нанесет девушке несколько ударов ножом.
В сущности, данный синопсис вполне себе подходит и к оригинальному фильму Уэса Крэйвена 1996 года (за тем исключением, что любимый фильм ужасов главной героини на этот раз это «Бабадук» - знаменитый пост-хоррор десятых годов). Впрочем, определиться с тем, что такое новый «Крик», не так уж и просто. Перед нами одновременно ремейк, сиквел, перезапуск и пародия. А также первый фильм франшизы без участия самого Крэйвена, которому пятая часть учтиво посвящена.
Сегодня мало кто помнит, но «Крик» за номером один уже был постмодернистской пародией, комментирующей жанр хоррора вообще и себя в частности. Именно внутри этого фильма были сформулированы правила выживания в фильме ужасов, а также фигурировал фильм внутри фильма под названием «Удар ножом».
Пятая часть в этом смысле совсем не отличается от первого фильма. Наоборот, она поднимает ставки еще выше. Тут самопародия и самокомментарий встречаются чуть ли не на каждом шагу. Герои стебутся над тем, что они герои сиквела, самокритично вопрошают мироздание зачем нужно было снимать еще одну часть популярного слэшера, а также предвосхищают поведение других персонажей, исходя из законов жанра. «Нельзя ходить в подвал одному, это же главная ошибка всех героев ужастиков!» и все в таком духе.
Первый «Крик» был музеем девяностых. С их весельем, разудалостью, постмодерном и крушением иерархий. Пятый «Крик» – это музей первого «Крика». Пережевывание старой жвачки, пусть и с большей интенсивностью и большим уровнем троллинга.
Современные хорроры, недаром прозванные пост-хоррорами, намерено идут в другую сторону. Джордан Пил, Ари Астер, Роберт Эггерс и прочие умельцы новой волны ужасов (которых, к слову, пятый «Крик» обильно цитирует), переосмысляют жанр и создают совершенно удивительные и оригинальные фильмы: Прочь(2017), Солнцестояние(2018), Маяк(2019). Все это абсолютно разные ужастики, но главное в них одно – отход от постмодернистских практик, от бесконечной самоцитатности и центонности в пользу создания своего уникального мира.
На этом фоне долгожданное продолжение «Крика» смотрится крайне старомодно. То, что было новым словом в 1996, сегодня смотрится в лучшем случае симпатичным ретро. Как пародия, осознающая себя пародией, и от этого перестающая ей быть.
«Я что, попала в какой-то фанфик?!», - вопрошает одна из героинь фильма.
«Похоже, что да», - так и хочется ей ответить.
18+
© Интернет-журнал «Global City» Дмитрий Дерябин