Ежегодно перед празднованием Дня победы в отечественный прокат выходят фильмы, прославляющие подвиг советского народа. Конечно, глупо спорить с необходимостью и важностью подобных картин. Говорить нужно об их качестве и основном месседже, который, к сожалению, не меняется последние лет десять.
Сюжет фильма «Девятаев» рассказывает историю летчика-героя Михаила Девятаева, который сумел сбежать из немецкого плена на вражеском самолете.
Фильм открывает сцена, в которой герой вместе с семьей уже после войны празднует победу вместе с народом. Неожиданно к нему подходит старик и начинает обвинять летчика в предательстве Родины. Неприятный эпизод заставляет Девятаева погрузиться в воспоминания.
Из флешбеков мы узнаем, что Девятаев во время Великой Отечественной войны вместе с другом детства Колей (тоже летчиком) попадает в немецкий плен, где каждый герой выбирает свой путь – Николай переходит на вражескую сторону и теперь вербует пленных русских, а Михаил остается верен себе и даже пытается бежать. Свой поступок Николай объясняет указом, согласно которому все пленные автоматически приравниваются к предателям. Стоит сказать, что здесь уже прослеживается классический прием отечественной пропаганды – деление на «хороших» и «плохих», «вас» и «нас».
Дальше сюжет развивается по классической схеме. Герой попадает в еще более тяжелые условия, где претерпевает все тяготы и адские пытки, не проронив и слезинки, сносит голод, а после из последних сил бежит домой, на Родину.
И сколько бы ни говорил Тимур Бекмамбетов перед премьерой, что хотел сделать не «картонного героя», а объемного, неоднозначного персонажа, на экране зритель все равно видит ненастоящего, порой карикатурного отечественного супергероя. Ну, не веришь ты Павлу Прилучному с его белоснежными зубами, когда он стонет от голода, увы.
Также множество вопросов вызывает решение режиссера сделать Николая Ларина (друга главного героя) антагонистом. Прототип не переходил на вражескую сторону, и уж точно не пытался убить друга детства. Но благодаря фильму на нем теперь навсегда останется клеймо «предателя».
Техническая сторона фильма сделана безупречно. Полеты на самолетах, спецэффекты, музыкальное сопровождение (заглавный саундтрек исполнил солист немемцкой группы Rammstein Тилль Линдеманн) – все это в целом заставляет даже возгордиться возросшим в последние годы мастерством отечественных специалистов.
В целом, фильм прекрасно вписывается в свой жанр – «патриотический боевик», где не так важна историческая точность. Авторы подобных картин преследуют цель не рассказать историю конкретного человека, не показать весь тот спектр характеров людей, которые выиграли войну, а лишь спекулируют на выигрышной теме патриотизма. В истории кинематографа «Девятаев» заслуженно встанет на полочку с практически идентичными кинолентами последних лет.
12+
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова