Театральные критики, пресса, простые зрители даже спустя 14 лет после премьеры (она состоялась 26 июня 2007 года) пишут рецензии, оставляют мнения в сети, которые, как правило, всегда диаметрально противоположны.
И правда, сложно однозначно высказываться о гении Николая Коляды – прославленного уральского режиссера и драматурга. Его режиссерский метод кому-то может показаться вопиюще безнравственным. Другие же после просмотра будут долго пытаться отделаться от ощущения экзистенциального ужаса. Но обо всем по порядку.
Сюжет «Гамлета» (18+) и основная фабула в постановке «Коляда-Театра» остались нетронутыми. Гамлет от призрака узнает о страшном предательстве. Оказывается, что его отца – бывшего датского короля – погубил вовсе не укус змеи. Злодеяние совершил его брат Клавдий. Обезумевший Гамлет решает отомстить. Череда трагических событий приводит к фатальному исходу – смерти главных героев.
Театры в большинстве своем при постановке Шекспира уповают на академизм: средневековые костюмы, монологи с придыханием и выдержанная, будто бы законсервированная в веках актерская игра.
Коляда же отказывается от классического метода постановки спектакля – его герои томно не вздыхают, в обмороки не падают, классических и соответствующих эпохе костюмов не носят. Наоборот – на сцене происходит постоянное бурное действие: танцы, песни, шаманские обряды. Да и сами герои поначалу кажутся комичными персонажами. Они паясничают, строят гримасы, и по залу периодически пробегают смешки. Первое впечатление (как и всегда в «Коляда-Театре») оказывается ошибочным: в конце, когда Гамлет оказывается в объятиях смерти, некоторые зрители не могут сдержать слез.
Огромная заслуга в этом, конечно же, заключается в выборе актера на главную роль. Гамлета играет Олег Ягодин – заслуженный артист России, чье имя мелькает на афишах театра с завидной регулярностью. Пусть он и говорит в многочисленных интервью, что не любит, когда его называют гением, от столь высокой оценки сложно оказаться. Когда во втором акте яркий свет меркнет, фокусируясь на сломленной фигуре героя, и Ягодин начинает читать монолог «Быть или не быть», зритель будто поддается гипнозу, не в силах оторваться от происходящего на сцене. Даже спустя 14 лет он все также органичен и, кажется, незаменим в этой роли.
Мастерство других актеров, занятых в спектакле, пожалуй, уже давно не является темой для дискуссий. О том, что в «Коляда-Театре» служат одни из самых профессиональных и универсальных актеров, говорит хотя бы тот факт, что они заняты в федеральных кино- и театральных проектах.
У «Курары» (солистом которой является Олег Ягодин) есть строчка: «И во мне есть бог». Спектакль Николая Коляды же полностью опровергает эти слова: Бога нет, он умер, оставив нас здесь, в этом Царствии теней. Где умерла человечность, семейность, и нет никакого лучика надежды. Но вот такое оно – искусство. Жестокое, честное, и, что самое главное, способное проникнуть в самые отдаленные уголки души.
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова