В рамках Дней Эрмитажа в Екатеринбурге прошла параллельная программа для людей, чья работа связана с искусством напрямую — реставраторов, работников музея и исследователей. А теперь, когда первые пара выходных работы новой выставки позади, а интеллигентные дамы и господа из околокультурного общества вернулись к своей профессиональной деятельности, настало время и «простым смертным» сходить в музей.
Оно того стоит! Поэтому мы рассказываем о том, почему тем, кто неравнодушен к искусству или просто хочет прикоснуться к прекрасному стоит побывать на выставке одного шедевра.
Эрмитаж в Екатеринбурге
Помечтать всегда приятно. Вот только представьте. В роскошных, точь-в-точь эрмитажных, залах расположились шедевры мирового масштаба. Безусловно, богатейшая коллекция Екатеринбургского музея ИЗО выделяет этот музей в числе других, но дух Эрмитажа придает музею статусность и особое очарование.
Добавим, что Эрмитаж-Урал откроется в Екатеринбурге 20 мая 2020 года, но уже сейчас в рамках Дней Эрмитажа в Екатеринбурге ежегодно в уральскую столицу привозят одно выдающееся классическое произведение живописи. Эрмитаж-Урал разместится в двух зданиях: на ул. Вайнера, 11 и на ул. Вайнера, 16.
Выставка одной картины
Может показаться, что идти в музей ради одной картины — странно и не оправдывает цены билета. Но это абсолютно не так, ведь выставка одной картины — возможность заглянуть вглубь живописного сюжета и оценить его во всем великолепии.
«Балованное дитя» Жана-Батиста Грёза привезли в Екатеринбург, выбрав эту работу из одиннадцати работ кисти французского живописца XVIII века. Примечательно, что изобразительные труды Грёза были оценены его современниками и стали популярны во Франции уже при жизни творца.
Работы Грёза имеют преимущественно воспитательное содержание, а картина «Балованное дитя» от этой концепции не отходит. «Балованное дитя» принадлежит к кругу «семейных» работ, сюжет отражает плоды дурного воспитания. В 1765 году картину впервые представили зрителям, и она тут же получила положительный отклик, так как затрагивала актуальную и животрепещущую тему. «Балованное дитя» – ярчайший иллюстратор эпохи Просвещения – времени, когда философы Руссо и Дидро писали о важности воспитания.
«Чтобы лучше передать сюжет, он изобразил одну из самых ленивых и слабых женщин, позволяющих детям все, что они захотят. Ее бодрый сынишка хорошо упитан и глуп, что видно по его лицу, на котором запечатлено состояние скуки, характерной для детей, ничем не занятых, опасающихся устать», – писал о работе Грёза критик Ла Кура.
Исторический экскурс для поколения селфи
Этот пункт вытекает из предыдущего. Современные ценители искусства уважают Жана-Батиста Грёза за его актуальность. Герои «Балованного дитя» могут жить как в XXI веке, так и в любом другом: написанную три века назад картину на ура приняли как во Франции 1760-х годов, так и во всем мире сегодня.
Важна и историческая привязка. Именно во времена Грёза тема детства впервые всерьез привлекла внимание искусства и впервые детство стало восприниматься обществом как важный период жизни человека.
«Слово «воспитание» сегодня у всех на устах – писал французский обозреватель. – Произошло открытие детства, этот отрезок жизни долгое время считался лишь переходным этапом к зрелости, не заслуживающим большого внимания».
Разномастный октябрь
Фото с выставки произведений Виталия Воловича
В ЕМИИ сейчас представлено сразу несколько выставок. Помимо постоянных экспонатов, в музее представлены две необычайно содержательные выставки.
Одна из них, «Рыцарь книги», посвящена творчеству недавно ушедшего из жизни графика Виталия Воловича. Экспозиция собрала живописные и графические работы, иллюстрирующие любовь Воловича к книгам и путешествиям. Выставка открыта на первом этаже музея, подробнее о ней — в нашем анонсе.
С 20 октября в музее можно увидеть поражающие своей монументальностью при своих довольно скромных размерах работы современных уральских камнерезов. Главными персонажами выставки «Герои. Камнерезные работы мастеров из семьи Шмотьевых» стали исторические, литературные и мифологические персонажи. Подробнее о выставке можно прочитать в нашем материале.
Музей нового формата
Музеи в современном мире если и не ушли от образа пристанища для скучающих немолодых интеллигентов, то уходят от него уверенным шагом: музейные площадки становятся все более современными — интерактивными, удобными, гостеприимно принимающими гостей.
В рамках сотрудничества с Tele2 в Екатеринбургском музее ИЗО появились удобные островки, где можно расслабиться, посмотреть фильмы, видеозаписи интервью с художниками или почитать книги из богатой библиотеки музея. Этакая лаундж-зона для интеллектуалов. Кстати, в ЕМИИ можно встретить и книги из библиотеки Государственного Эрмитажа, которые впоследствии войдут в библиотеку Эрмитаж-Урал.
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Чащухина, Анастасия Хрущ