Несколько поколений россиян выросли на музыке Максима Дунаевского. Песни из фильмов «Д'Артаньян и три мушкетера», «Мэри Поппинс, до свидания», «Летучий корабль», «Карнавал» и еще десятка советских картин становились хитами мгновенно после выхода на экраны. Сам композитор признается, что некоторые его произведения приобрели популярность неожиданно для него.
Концерт «Цветные сны Максима Дунаевского» в Свердловской филармонии прошел с аншлагом. Билеты закончились за несколько дней до мероприятия. В зале были представители разных поколений – дети с родителями, зрители более старшего возраста и молодежь. Сам Максим Исаакович вечер провел за роялем.
«Екатеринбург – это родной город. Сколько спектаклей, концертов у меня было, сколько еще идет в театрах по моим произведениям», – делится со сцены Максим Дунаевский.
У композитора есть история, связанная с каждым своим произведением.
«Я сейчас посчитал и прослезился: сколько лет назад написана «Мэри Поппинс»? Сорок лет назад. Детки, игравшие в этом фильме, уже постарели. За это время сменилось два поколения. Мэри на сцене играли и Нонна Гришаева, и Валерия Ланская. Наталья Андрейченко исполнила главную роль в фильме 1983 года. Музыка из этой картины до сих пор популярна и востребована», – рассказал Максим Дунаевский.
По словам композитора, фильм «Д'Артаньян и три мушкетера» был снят для взрослой аудитории, но постепенно он стал юношеским, а потом его начали смотреть дети.
«В фильме был кастинг актеров, которые должны были петь и внешне походить на французов. Наверное, поэтому роль Де Тревиля досталась Льву Дурову, который вообще не умел петь (смеется Максим Дунаевский). Но он с этой ролью отлично справился».
Песня «Ветер перемен» звучит в фильме «Мэри Поппинс, до свидания». Композитор не делал на нее ставки. После выхода фильма она не пользовалась популярностью, как другие композиции. Слава пришла к песне спустя несколько лет.
«Песня не была написана как хит, у меня не было такого расчета. Когда садишься писать, думаешь, а будет ли композиция жить в отрыве от фильма, спектакля. «Ветер перемен» не воспринимался мной, как хит, который будет популярен без фильма. Я написал музыку примерно за 15 минут. Фильм вышел, проходит несколько лет, мне звонит один певец с вопросом: «А можно мне спеть «Ветер перемен»?». Потом она вошла в репертуар рок-певицы, оперных исполнителей. Так она стала хитом», – погружается в воспоминания композитор.
Рекордсменом среди всех мюзиклов Максима Дунаевского является спектакль«Д'Артаньян и три мушкетера». Он шел в ста театрах страны. Но в советское время музыкальные спектакли ставили драматические театры, которых было больше, чем музыкальных. Это и объясняет популярность постановки. Следом идет мюзикл «Алые паруса». Сейчас у театров есть разделение, и мюзиклы ставят в основном музыкальные театры.
«Вчера я был в Свердловском театре музыкальной комедии, где шли «Алые паруса». Мы попытались посчитать с режиссером, сколько театров их ставит. По моим подсчетам – около 50», – рассказал Максим Дунаевский.
Мюзикл до сих пор не экранизирован, хотя многие режиссеры, по словам композитора, хотели это сделать. На нем также выросло несколько поколений россиян.
«Дети, которые растут, становятся взрослыми. Но очень важно оставлять в себе что-то из детства, продолжать мечтать», – подводит итог композитор.
Максим Дунаевский посетил Екатеринбург в рамках фестиваля «Музыкальное сердце театра». Он является президентом проекта. В течение нескольких дней уральские зрители могли познакомиться с музыкальными спектаклями из разных городов России. Екатеринбург был выбран главной площадкой фестиваля этого года.
Почему фестиваль «Музыкальное сердце театра» решили проводить в Екатеринбурге?
Мы проводим фестиваль каждый год в новом городе: в прошлом году – Новосибирск, в этом году – Екатеринбург, в следующем году будет третий город. Не хочу сглазить, поэтому не говорю его название. Мы ездим с фестивалем по театральным городам, где хорошо развито театральное искусство.
Екатеринбург – одна из кузниц, которая поставляет в страну талантливых актеров. На московской сцене, какого актера не ткни пальцем, все из Екатеринбурга.
Это связано с тем, что здесь хорошая подготовка, находится институт, дающий качественное образование. При Свердловском театре музыкальной комедии работает прекрасная студия. И это дало свои результаты. Еще лет 20 назад я не знал, с кем работать, можно было по пальцам пересчитать артистов. Сейчас много талантливых и профессиональных людей.
Прочитав несколько интервью с вами, у меня сложилось впечатление, что вы негативно относитесь к музыкальным конкурсам. Но фестиваль «Музыкальное сердце театра» – это тоже конкурс, хоть и другого формата. В чем его особенность? Что получают его участники?
Не правильно говорить, что «Музыкальное сердце театра» – конкурс. Это прежде всего премия. Конкурс – это когда объявляется набор для всех желающих. Они приходят, соревнуются, кто-то побеждает. У нас же академия, которая работает с одним жанром – музыкальным театром. Экспертная комиссия отслеживает все лучшие достижения, произошедшие за два последних года, отбирает участников. Потом академия, в которой состоят более 100 человек, голосует. То есть здесь нет жюри, нет случайности.
Вы работаете как с молодыми артистами, так и с опытными. Какая между ними разница?
С опытными проще работать, но молодые нужны. Со временем они получают опыт. Это естественный процесс, когда опыт передается молодым.
Как вы думаете, развивается ли музыкальный театр в России сегодня?
Без всяких сомнений музыкальный театр развивается. Это видно из афиш, из интереса публики, из количества произведений, которые появляются, видно по театрам, набирающим труппы.
В чем разница академической музыки от музыки театра и кино?
Музыка театра и кино проще воспринимается. Если говорить про академическую музыку, так как я являюсь художественным руководителем «Московской областной филармонии», то каждый новый проект, каждую новую программу нужно очень сильно пиарить, чтобы публика пошла. Требуются невероятные усилия. Но при этом не хочется сдаваться и смазывать все это попсой. Хочется, чтобы люди понимали академическую серьезную музыку, серьезный театр.
В Москве это сделать не так легко, в регионах тоже сложно. Вкусы за это тридцатилетие опущены до предела. Все мы с радостью восприняли изменения в нашей жизни, в искусстве, после наступления некой свободы. Но она привела, к сожалению, к мутной волне. Все смешалось, все можно, а человеку же надо разобраться. По природе своей человек употребляет все самое низменное. Я не хочу унизить людей. В этом виноваты те, кто этим занимается, не публика. Сегодня нужны люди, которые занимаются просветительством.
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Цыганова