Крупнейший соцгород первой пятилетки, центр уральского машиностроения – именно так Уралмаш входил в историю Екатеринбурга. Район создавался силами местных жителей, которые приезжали на заработки и самостоятельно строили себе дома. Именно поэтому каждое здание – кладезь историй. С 2019 года СРО «Уральское объединение строителей» реализует проект «Живые дома Урала» – самый длинный в России бесплатный маршрут по знаковым зданиям Екатеринбурга. Прогулки по Втузгородку, Пионерскому поселку и Юго-Западномурайону со специальным аудиогидом совершили уже более 10 тыс горожан. Корреспондент Global City Екатеринбург вместе с краеведом Евгением Бурденковым отправился на Уралмаш, чтобы прикоснуться к его истокам.
Рождение Уралмаша
Фото: Землянки. Музей истории Уралмашзавода
Уралмаш начал формироваться в жилой район в 30-х годах XX века. Можно сказать, что он зародился на площади Первой Пятилетки. Первые землянки для рабочих начали возводить в районе улицы Красных партизан. Дома строили деревенские жители, завербованные в работу на будущем машиностроительном заводе. Они же потом заселяли новостройки. Комната площадью пятнадцать квадратных метров, каменная печь, одно окно и маленький дворик для скотины – в таких условиях жили первые обитатели поселка. Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ) рос и развивался, поэтому росло и количество рабочих. Однокомнатные землянки стали сменяться домами из бревен. Чтобы процесс застройки шел быстрее, внедряли новые технологии. В поселке стали вырастать каркасные дома. Были также панельные деревянные дома. Так из небольшого поселения Уралмаш стал превращаться в промышленный центр Екатеринбурга.
Фото: Каркасные дома. Музей истории Уралмашзавода
Пересекая площадь Первой пятилетки, оказываемся на Ильича, 2. Здесь находится первый благоустроенный жилой комплекс на территории Уралмашзавода. В 1933 году именно на этом участке началось строительство капитального жилого фонда. В то время у строителей возникли трудности, связанные с дефицитом материалов. В результате строительство пошло не по плану и стены домов сделали тоньше в два раза. Кроме того, на стройку выделяли один сезон, что тоже вносило коррективы в работу.
Фото: Дарья Рудая
Новым опытом для строителей Уралмаша было создание канализации и водоснабжения для квартирных домов. Впервые в 30-х годах в квартирах проводился санузел. Вода, которой обеспечивала весь район Белая башня, нагревалась в специально оборудованных при домах котельных. Таким был первый жилкомбинат Уралмаша.
Фото: Бараки. Музей истории Уралмашзавода
Бараки продолжали строить в 30-е и в 40-е годы одновременно с капитальными домами. Этот контраст в подходе к строительству показывает, как формировалась архитектурная витрина Уралмаша, которой суждено было украсить собой открытки. Контраст можно заметить и в жильцах домов того времени. В капитальных домах селились зарубежные специалисты, инженерно-технические работники, заводская администрация. Рабочие по-прежнему жили в районе Площади, в деревянных землянках.
Здание с открытки
Фото: Дарья Рудая
Снова пересекаем улицу, ныряем через арку и оказываемся в полукруглом дворе зеленого дома. Колонны и высокие арки над окнами соседствуют с серпом и молотом на решетчатых деревянных балконах. Это и есть одно из самых открыточных зданий Уралмаша, знаковый монумент сталинского ампира – «дворянское гнездо». Он же квартал №47. Это здание называют домом победы, домом героем и домом рекордсменом. Домом-героем его называют, потому что вопрос с отоплением здания решался в одну из самых страшных зим для Свердловска в 1941 году. Уралмашевская ТЭС тогда еще не функционировала должным образом, но благодаря плотничным работам здание удалось утеплить и заселить. Домом рекордсменом, потому что строительство завершилось в конце 1942 года, когда в эксплуатацию вводили только деревянные дома, а тут был заселен панельный многоквартирный ансамбль. Домом победы, потому что в 1945 году работы над домом возобновились в штатном режиме.
Фото: Дарья Рудая
«Дворянское гнездо» – первый некоммерческий элитный жилой комплекс. Проектировщик Уралмаша Виктор Анфимов, называл его жильем улучшенного качества: высокие потолки, богатая лепнина, просторные комнаты. Конечно, строительство «гнезда» длилось гораздо дольше обычного, с 1935 по 1940 годы, но в этом его уникальность. Ничего подобного на Уралмаше никогда больше не было.
Гостиница «Мадрид», которая оказалась не гостиницей
Фото: Дарья Рудая
Как ни парадоксально, здание, известное как гостиница «Мадрид», ни дня не функционировало по своему назначению. Сначала здесь было женское общежитие. Затем, в годы Великой Отечественной войны, тыловой госпиталь. После – общежитие для заводских рабочих. Неофициальное название отсылает к испанской революции, так как по одной из версий, здесь хотели расселить испанских беженцев.
«Уралмашевцы все были на стороне революционной Испании. И мальчики и девочки головным убором имели «испанки». Официально никто не присваивал этого названия, но вот уже почти 40 лет так все и зовут общежитие «Мадрид», – писал Анфимов.
Здание планировали построить в конструктивистском стиле по примеру домов на улице Ильича, но уже в процессе работы стилистика поменялась в сторону «дворянского гнезда». Та же цветная штукатурка, такие же колонны и пышные ярусы. Сегодня гостиница заброшена.
Бульвар новой культуры
Фото: Дарья Рудая
Бульвар культуры задумывался на месте старых бараков, как новое лицо Уралмаша с Дворцом культуры, фабрикой-кухней и красивыми зданиями. После 50-х годов XX века бараки сносятся, а на их месте появляются первые крупнопанельные здания. Строительство четырехэтажного крупнопанельного дома завершили 9 января 1959, и это стало революцией в строительной сфере Уралмаша, так как до этого строились только двухэтажки. У монолита оказалось множество преимуществ перед кирпичом, в первую очередь, ресурсных. По временным, финансовым, человеческим ресурсам панельные дома обходились разительно меньше.
Фото: Дарья Рудая
Если на кирпичном производстве трудились до ста человек, то на панельного – всего трое. Строительство шло настолько быстро, что дома «стряпались» буквально как горячие пирожки. Так на Уралмаше появился Бульвар культуры – культуры нового домостроения.
Белая башня
Фото: Дарья Рудая
В начале XX века Белая башня, построенная в 30-х годах по проекту Моисея Рейшера, не была достопримечательностью Екатеринбурга, а выполняла практическую функцию – была водонапорной башней, обеспечивая ресурсами весь Уралмаш. Так продолжалось до 60-х годов, после чего башню вывели из эксплуатации. В 70-е годы ее внесли в реестр памятников советского строительства. Таким образом, Белая башня стала символом Уралмаша, авангардной культуры и местной достопримечательностью.
В разное время предлагались варианты реставрации и переоборудования комплекса, в том числе самим архитектором Моисеем Рейшером, но башня десятилетиями оставалась заброшенной. С 2020 года реконструкцией Белой башни занимается арх-группа Podelniki. Сегодня конструктивистский символ Екатеринбурга функционирует как культурный центр, участвует в «Ночи музеев» и культурных фестивалях.
Первые 3-этажные дома Уралмаша
Фото: Дарья Рудая
Наше путешествие завершается на Кировоградской улице – в первом на Уралмаше хрущевском здании, которое строили его будущие жители. Практика под названием самострой в 50-е годы поддерживалась директором Уралмашзавода Георгием Глебовским. За определенное количество отработанных часов уралмашевцу выделялись квадратные метры, зная которые, он закладывал фундамент не только дома, но и своей будущей квартиры.
«На одной из оперативок Георгий Николаевич спросил, почему строятся дома 2-х этажные, а не 3-х и выше. Даже не для строителя видно, что можно больше построить жилья и дешевле, к тому же если на существующих фундаментах будет стоять многоэтажный дом. Я почему-то не помню дискуссии на этой оперативке по данному вопросу, но в своем решении директор предложил срочно пересмотреть возможность строить дома 3-х этажные, а не 2-х и к следующей оперативке представить все соображения по этому вопросу. Возражений по поводу 3-х этажных зданий не было и по ходу строительства стали возводить на каждом фундаменте 3 этажа», – вспоминал Анфимов.
Методом самостроя возводили не только квартирные дома и жилые ансамбли, но и частный сектор. В то время это называлось индивидуальное строительство. Но и здесь произошла мини-революция, когда на смену крупной панели пришел монолит. Сегодня из монолита строится 80% зданий, но тогда эта технология была в новинку. Как и практически все, что делалось на Уралмаше – экспериментальной строительной лаборатории под открытым небом.
Сегодня Уралмаш является одним из самых известных и населенных районов Екатеринбурга. Первые станции метро появились именно в этой части города. Здесь расположено несколько заводов и университетов, активно осваиваются новые территории. Здания Уралмаша 30-50-х годов XX века входят во все путеводители, рассказывающие о конструктивизме. Сегодня этот архитектурный стиль стал визитной карточкой Екатеринбурга, а Уралмаш – центром притяжения туристов.
Фото: Дарья Рудая
Для тех, кто любит знакомиться с новыми локациями, а также для тех, кто хочет побольше узнать о прошлом Екатеринбурга, проект «Живые дома Урала» запустил аудиогид по Уралмашу. Воспользоваться им можно бесплатно. Во время экскурсий по району можно узнать о зданиях, архитекторах, исторических фактах, биографиях строителей. Главная цель проекта – популяризировать профессию строителя и показать ее значимость.
«Мы заботимся о строителях, начиная от совершенствования законодательства, заканчивая сохранением памяти о создателях городов. Хотим, чтобы жили имена строителей, которые создавали условия для нашей жизни. Отсюда название маршрута, уникальность которого в том, что в интерактивных картах рассказываются истории и биографии исключительно строителей, о том, кто и как строил, о строительных технологиях и материалах», – поделился создатель проекта «Живые дома Урала» Денис Снетков.
Фото: предоставлено Музеем истории Уралмашзавода; проектом «Живые дома Урала»
© Интернет-журнал «Global City» Дарья Рудая