Уникальность Уральской индустриальной биеннале заключается не только в том, что она является одним из самых масштабных и передовых проектов в сфере российского современного искусства. Ежегодно организаторы реанимируют и переосмысляют городские пространства, которые становятся частью выставки. Так, например, в 2019 году одной из главных площадок стал Уральский оптико-механический завод. Администрации предприятия так понравился опыт взаимодействия с искусством, что в 2021 году они сами предложили переоборудовать один из цехов под выставочное пространство.
В прошлом году в Екатеринбурге закрылся старейший кинотеатр «Салют». Это было не просто здание. Оно олицетворяло собой прогрессивность уральской столицы. Здесь проходили кинопоказы старых фильмов – от Бергмана до Феллини. В соседствующем клубе «Линч» на провокационных и будоражащих общественность вечеринках регулярно собиралась молодежь. Само собой, когда «Салют» закрылся, многие уральцы затосковали по месту, где проходила их юность.
Сейчас здание находится в состоянии перехода – городские власти хотят сделать из него Городской Дворец творчества детей и молодежи. Именно поэтому исследователям и искусствоведам стало интересно понаблюдать за этим процессом. Пока воспоминания об уютных кинозалах еще не стерлись из памяти, команда «Поля» (антрополог Денис Сивков и фотограф Сергей Карпов) исследовала, чем является этот кинотеатр для екатеринбуржцев. Они попросили десятки горожан рассказать важную историю про «Салют» в одном из его кинозалов.
«Во время экспресс-интервью, кроме истории, мы спрашивали о том, когда участники впервые попали в кинотеатр, почему захотели прийти и рассказать историю, важную для наших собеседников», – рассказали исследователи.
Мечтатели и синефилы: какие они – гости «Салюта»?
Как и в любом исследовании, в начале авторы рассказывают, среди кого проводился сбор статистических данных. В основном откликнулись молодые люди 25-30 лет, многие из них раньше учились в УрФУ.
«Среди собеседников были любители массового кино, но в основном это были представители племени синефилов, которые в фильме «Мечтатели» Бертолуччи специально садились на первый ряд, чтобы увидеть изображение первыми», – отметили авторы.
В интервью собеседники называли кинотеатр «местом силы», «знаковым местом» или «частью жизни»; именно сейчас для них важно было прийти и посмотреть, что в нем происходит, увидеть знакомые интерьеры. Уральцы рассказывали, что специально готовились к интервью: вспоминали события, уточняли названия и даты выхода фильмов.
Все дороги ведут в «Салют»
Так как здание (теперь уже бывшего) кинотеатра «Салют» располагается в самом центре Екатеринбурга, от него уральцы могли двигаться по самым разным маршрутам. В заведения фаст-фуда, ночные клубы или круглосуточные магазины.
«Любой чувак, который решил провести ночь в городе типа на ногах – с друзьями там, с подругами – он рано или поздно оказывался там с вероятностью 8 из 10», – рассказал Алексей, один из опрошенных.
Возле «Салюта» встречались, назначали свидания и забивали стрелки, собирались завсегдатаи детских летних лагерей. Важной точкой притяжения в маршрутах горожан был круглосуточный туалет в кинотеатре. Некоторые любители кино триповали между кинотеатрами. Посмотрев фильм в «Салюте», они шли на другой сеанс в «Колизей», или наоборот.
Кино как способ (само)познания
Почти все собеседники вспоминали особенный для них фильм, который как-то повлиял, определил что-то, позволил понять, разобраться в реальности или в себе. Екатерина – одна из участниц опроса – рассказала, что с помощью просмотра кинокартин смотрела на мир глазами режиссеров.
«Когда я приходила в кинотеатр и смотрела работы каких-то режиссеров – таких, как Майк Ли, таких, как братья Дарденн, – я как бы пыталась увидеть мир глазами этого режиссера, увидеть то, как он смотрит на эту жизнь», – отметила Екатерина.
Многие респонденты отмечали, что просмотр фильма в кинотеатре – это особый многосоставный ритуал, в котором важен каждый этап. От покупки билета до коллективного опыта погружения в кино. Важной особенностью «Салюта» был тот факт, что он не являлся частью торгового центра.
«Не было такого, как в торговых центрах, мельтешит вокруг все. Приходишь - спокойно. Диваны стоят – можно присесть, подождать», – отметил один из респондентов.
Кино как терапия
Также участники опроса делились с исследователями историями о том, как поход в кино в определенный жизненный момент имел на них терапевтический эффект. Все дело в том, что «Салют» сделан так, чтобы усиливать восприятие – чувства, воображение и рефлексию. При этом важным становится разница между сеансом погружения в темном зале и обстановкой на улице. (Само)познание происходит в момент перехода между кинозалом и средой вокруг кинотеатра. Зрители и буквально выходят из кинотеатра, и идут по улице, но в этот момент они фиксируют изменение, которое происходит в них: после фильма они стали другими.
Например, Анастасия рассказала, как сходила на фильм Джона Кроули Щегол. Мать главного героя картины трагически погибает в теракте. Его душевное состояние срезонировало с состоянием Анастасии.
«Как-то все накопилось – и проблемы общения со сверстниками, и с семьей, и как-то на учебе все негладко было. Была осень – такая, знаете, промозглая, конец сентября. Как-то уже было дождливо, пасмурно и все такое. Я была какая-то угнетенная», – рассказывала респондентка.
После выхода из кинотеатра она почувствовала себя лучше и пошла на поправку. Таким образом, определенная обстановка на улице и правильно выбранный фильм стали для Анастасии настоящим экзистенциальным опытом.
Кино как перформанс
Многие отмечали, что поход в «Салют» был для них уникальным опытом. Он заключался не только в просмотре фильма, но и во взаимодействии с незнакомыми людьми. После сеанса зрители могут объединяться аффектом благодарности и признания, в том числе и признания друг друга как членов перформативного сообщества.
Например, собеседники исследователей рассказывали, что часто становились свидетелями аплодисментов после фильма. Также в «Салюте» случались технические баги во время кинопоказа. Это не только не расстраивало зрителей, это побуждало их к коллективному взаимодействию. Например, Валера Скляр вспомнила историю, когда во время показа пропал звук. Зрители спонтанно устроили перформанс – сами стали озвучивать персонажей.
«Это какое-то взаимодействие с людьми, они тоже вовлечены в сюжет фильма. С одной стороны, отсебятина, с другой стороны, что-то от лица характеров, от лица персонажей. Было интересно это увидеть. Люди, которые включены в фильм», – поделился Валера Скляр.
В 2021 году главными площадками биеннале (помимо «Салюта») стали Главпочтамт, Уральский оптико-механический завод и Екатеринбургский цирк. Команда «Поле» посвятила каждой локации отдельное исследование, в котором зазвучал голос каждой из них. Познакомиться с уникальными историями можно на официальном сайте Уральской индустриальной биеннале.
Фото: Полина Зиновьева, Евгений Поторочин
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова