Главная тема, красной нитью идущая сквозь все произведения, звучит так: «Обнимать и уклоняться от объятий». Это измененная цитата из Книги Екклесиаста. Она рифмуется с пандемией, захватившей мир в 2020 году, и отображает новые возможности и препятствия коммуникации, возникшие из-за коронавируса.
«Для меня важно то, что на сегодняшний день биеннале является гибким форматом, который позволяет очень оперативно реагировать на все невероятные изменения, которые происходят», – отметила комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова.
Концептуально площадки также объединены романом Евгения Замятина «Мы». Эта идея принадлежит кураторам выставки – художникам Чала Илэке, Аднан Йылдыз и Ассаф Киммель. На сегодняшний день они живут в Германии и курируют многие важнейшие проекты в сфере современного искусства.
Каждая локация Уральской индустриальной биеннале олицетворяет одного из героев или мест в романе Замятина. Действие «Мы» происходит в далеком будущем, где у людей нет имен, лишь порядковые номера. Машина тоталитаризма стерла у них эмоции, желания и личности. Главный герой D-503 свято верит в идеалы этого общества, но его жизнь меняется после знакомства с I-330 – смелой участницей революционного движения.
Глава первая: «Салют»
Адрес: Толмачева, 12
Стоимость билетов: 500 рублей, льготный – 250 рублей
Здание бывшего кинотеатра «Салют» – отправная точка маршрута. Он олицетворяет собой главного героя романа.
«Кинотеатр «Салют» стал для кураторов главным героем – D-503. На протяжении романа он осознает себя, понимает, что он вне системы. А «Салют» всегда был очень продвинутым местом, премьерным, фестивальным, независимым и андерграундным», – рассказала Алиса Прудникова.
На этой площадке расположились видеоработы. Организаторы задействовали даже кинозалы, в которых зрители смогут полностью погрузиться в произведения художников. На втором этаже можно увидеть инсталляцию под названием Peles Empire, отсылающую к древнейшей архитектуре Румынии.
Глава вторая: Главпочтамт
Адрес: пр. Ленина, 39
Стоимость билетов: бесплатно
От «Салюта» направляемся ко второй точке маршрута – в Главпочтамт. В нем кураторы проекта рассмотрели героиню-революционерку I-330.
«Главпочтамт символизирует героиню I-330 – это одна из главных героинь. Она сильная, смелая революционерка. А что такое конструктивизм, как не революция в архитектуре? Это очень мощный жест, который ломал в свое время стереотипы и правила, постулировал новую архитектурную эпоху. Я думаю, что именно такая аллюзия у кураторов возникла», – поделилась Алиса Прудникова.
Знакомство с работами на этой локации начинается на входе в здание. На фасаде можно увидеть слова: «Во все завтра зпт которые мы предпочитаем не верить тчк».
Также в здании «Почты России» находится инсталляция, в центре которой стоит стол, стул и почтовый ящик с цифрами «2121». Посетители Главпочтамта на протяжении всей выставки смогут писать письма в будущее. Сотрудники сохранят послания и отправят по указанным адресам в 2121 году.
В соседнем зале проходит перформативная программа биеннале. Турецкая художница Мехтап запечатывает в конверты камни, в которые женщины со всего мира нашептывали свои желания. Для того, чтобы они исполнились, она ставит на них красную печать в виде своей ладони.
«У работников почты изначально было непонимание, но когда они поближе познакомились с художницей, то стали интересоваться и проникаться ее искусством. Вы себе представить не можете, сколько девочек принесли и еще принесут Мехтаб камни для того, чтобы стать частью ее творчества», – рассказала начальница группы по связям с общественностью свердловского филиала «Почты России» Анна Первушина.
Посмотреть на результат работы можно будет до 5 декабря. После этого художница заберет камни с собой в Берлин, где они станут частью ее масштабного проекта.
Глава третья: Уральский оптико-механический завод (Ростех)
Адрес: Восточная, 51 (южная проходная)
Стоимость билетов: 500 рублей, льготный – 250 рублей
Если предыдущие две площадки олицетворяли собой героев романа, то Уральский оптико-механический завод показался кураторам похожим на «ИНТЕГРАЛ» – огромный космический корабль, который строили герои антиутопии. И правда, пространство завода полнится рабочими в синих костюмах и повсюду слышен гул работающих станков.
«Многие работы, которые располагаются здесь – это взгляд в будущее, взгляд в общее устройство будущего государства. Это рассуждение о том, как все может быть из-за социальных дистанций без прикосновений», – рассказал медиатор площадки.
Например, одна из работ представляет собой обнесенную проволокой зону. Внутри стоит будка, в которую можно зайти. Таким образом, человек, взаимодействуя с этим произведением, оказывается в огромном количестве замкнутых пространств.
«Мы никогда не выходили наружу, мы всегда снаружи. Мы никогда не входили внутрь, мы всегда внутри», – говорится в описании работы.
Футуристичной атмосферы добавляет арт-объект немецких художников. По залу передвигается робот, движение которого зависит от отражения звуков.
Основная программа биеннале откроется 2 октября и будет работать до 5 декабря. Четыре главные площадки будут работать со вторника по воскресенье с 12:00 до 21:00. Ознакомиться со списком дополнительных локаций проекта, а также приобрести билеты можно на официальном сайте биеннале.
Статья будет дополняться
12+
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова