Кажется, жизнь любого творца всегда плотно сопряжена со страданиями. И это неудивительно – именно душевные терзания зачастую являются отправной точкой для искусства, жертвенного акта, благодаря которому душа художника воплощается на холсте, в тексте или на пленке. Оттого нам становится вдвойне интересно изучать, рассматривать (буквально) под лупой не только мировые шедевры, но и биографию признанных Мастеров. Так, например, жизнь и трагедии Фриды Кало стали объектом исследования для режиссера Арины Орловой, которая создала спектакль «Что мне дала вода». Свои мысли и выводы постановщица воплотила на сцене Центра современной драматургии.
С чего начинается постановка? Так же, как и жизнь – с детства. Попадая в театр, зритель сразу же оказывается на сцене – действие спектакля проходит как в фойе, так и в зале. После того, как гаснет свет, начинается тихая музыка. Вместе с ней в пространство попадает и девушка в белом платье. Она дурачится, гримасничает, взаимодействует со зрителями, а после за руку отводит их в зал. Таким образом, сопровождая гостей туда – в сердце художника, где царит и боль, и радость, и любовь.
Тут, пожалуй, стоит отметить, что в спектакле практически нет слов. Все чувства героев артисты передают с помощью движений, пластики, выражения глаз. В какой-то момент понимаешь, что речь была бы даже излишня – изгиб руки, спины, легкая ухмылка подчас передают эмоции куда красноречивее. Этим постановка и завораживает – оторвать взгляд от сцены практически невозможно. Эпизоды жизни Фриды Кало сменяются, как в калейдоскопе. Вот мы видим счастливое детство в окружении сестер, вот холодная и депрессивная мать, вот первая любовь и первая трагедия – в юности художница попала в страшную аварию. В сентябре 1925 года Фрида вместе с возлюбленным села в автобус. Спустя несколько мгновений он столкнулся с трамваем. Художнице страшно не повезло – тройной перелом позвоночника, перелом ключицы, ребер, вывих плеча. Врачи собирали девушку буквально по частям. Этот момент в спектакле показан душераздирающе. Эпизод еще отразится страшным эхом во всей жизни художницы.
Наверняка многие знают Фриду именно по ее автопортретам. Режиссер дает нам подсказку о том, как художница пришла к ним – после того, как она оправилась от аварии, несчастье вновь ее настигло. Кало слегла с болезнью и не могла встать, поэтому родители установили ей кровать с балдахином, а внутри было небольшое зеркало. Вглядываясь в себя, свое лицо, художница писала то, что видела. Именно так и появились автопортреты, протянувшиеся позже красной нитью сквозь всю жизнь художницы. «Я пишу себя, потому что знаю эту тему лучше всего», — говорила Фрида.
Многим после перенесенных страданий героиня встречает свою любовь – Диего Ривера. Он также, как и Фрида, был художником. Крупное телосложение и разница в возрасте (Диего был старше Фриды на 20 лет) не оттолкнули девушку. Правда, семья выбор художницы не оценила. «Союз слона и голубки», – говорили родственники. И эта крошечная, трогательная деталь обыгрывается в спектакле с помощью театра теней. Маленькая птичка, сложенная из рук актера, какое-то время парит на сцене.
Еще одна трагедия художницы – невозможность иметь детей – превращается на сцене ЦСД в гипнотизирующий танец, почти что перформанс. Пустая «колыбелька» в руках, красные нити, тянущие Фриду куда-то во мглу. И две руки женщины, отчаянно цепляющиеся за упущенное счастье. Отсутствие слов здесь играет режиссеру на руку – боль в глазах, рвущиеся наружу слезы и немота буквально обескураживают.
Кажется, что режиссер нарочно не фокусируется на политической активности Фриды Кало, лишь мельком упоминая этот факт из ее биографии. Мятежная душа художницы всегда была неспокойна – Фрида была коммунисткой. Она вступила в мексиканскую компартию еще в 1928 году, а через год вышла из нее вслед за исключенным Диего. Через десять лет, все еще оставаясь верной своим идейным убеждениям, художница вновь вошла в ее ряды.
Подсказка о том, что ждет зрителей, скрывается в названии спектакля. «Что мне дала вода» – это название одной из картин художницы. На ней зрители видят ноги купальщицы, расположенные в ванной. Тут же появляются и образы-отсылки к ключевым событиям в ее жизни. Именно таким и получился спектакль – метафорическим, образным, отсылающим к воображению и фантазии.
Вот такое оно – мятежное, ранимое, чуткое сердце художника, в котором цветы плотно переплетаются с ружьями, любовь – с болью, а искусство – со страданием. И именно поэтому стоит оценить новую работу Центра современной драматургии. Ведь что, как не театр, способно хотя бы на пару мгновений перенести нас, зрителей, в этот удивительный и причудливый мир?
Посмотреть премьеру спектакля можно будет уже завтра, 28 июня, на сцене ЦСД. Начало – в 19:30. Показ пройдет в рамках фестиваля «ФишФабрик». Стоимость билетов – 800 рублей.
Ранее редакция Global City побывала в ЦСД и узнала, как ему удается быть самым современным театром Екатеринбурга. Подробности – в нашем обзоре.
18+
Фото: Ярослава Шастина, Попова Полина
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова