Scroll Down
 -4 °C ММВБ  $100.68   €106.08
  1. Обзоры
  2. Культура

«Где живы мы, в альбоме голубом»: рецензия на новый спектакль ЦСД о Довлатове

18:26 24 мая 2023
Уральский Центр современной драматургии готов представить зрителям долгожданную премьеру – спектакль «Альбом с голубем» о жизни известного писателя Сергея Довлатова. Редакция Global City побывала на предпоказе постановки. Рассказываем, чем интересна новая работа ЦСД и почему ее обязательно стоит увидеть.
«Где живы мы, в альбоме голубом»: рецензия на новый спектакль ЦСД о Довлатове
Фото: Полина Попова

Несмотря на то, что театральный сезон близится к концу, Центр современной драматургии решил порадовать уральцев новым спектаклем. Им стала постановка «Альбом с голубем», основанная на одноименной пьесе Алексея Федорченко и Лиды Канашовой. Авторы решили обратиться к судьбе прославленного ныне Сергея Довлатова. Жизнь и творчество последнего сегодня кажутся как никогда актуальными – в свое время писатель был вынужден эмигрировать из Советского Союза в Америку. На Родине произведения Довлатова публиковать категорически отказывались – он нещадно критиковал власть со свойственным ему юмором.

Режиссировал спектакль уральский кинематографист Алексей Федорченко, который регулярно сотрудничает с ЦСД. Авторский почерк прослеживается сквозь всю канву повествования – этнические мотивы в костюмах, легкая «детскость» в героях, комедийные вставки, резко контрастирующие с драматическими сценами. Главная «фишка» постановки – ее кинематографичность. Иногда кажется, будто смотришь не спектакль, а короткометражный фильм. Этот эффект появляется благодаря проектору, на котором транслируются мысли персонажей, фотографии Довлатова и его близких.

Сюжет спектакля сложно назвать линейным. Открывающая сцена – встреча Довлатова (его играет Антон Бутаков) с женой Еленой (роль досталась актрисе Алисе Кравцовой). Она уговаривает писателя отправиться вместе с ней за лучшей жизнью в Америку, однако тот отказывается. «Ведь это как родиться заново, да еще и по собственной воле», – парирует возлюбленная, но писатель отвергает все аргументы. 

Тут, кстати, стоит отметить, что на сцене присутствует сразу два Довлатова – рассказчик и герой. Первый – остроумный, юркий, красноречивый. Второй же более мягкий и неловкий. Этот изящный режиссерский прием наглядно иллюстрирует двойственность личности, пожалуй, любого писателя. Не зря ведь говорят, что для того, чтобы понять автора, стоит просто заглянуть в его книги. Как правило, в жизни литераторы более замкнуты в себе.

В романтической линии спектакля также есть фантазии и мечты. Реальное переплетается с вымышленным, и вот на сцене уже три Лены и три версии их знакомства. До конца остается загадкой, как же на самом деле Довлатов встретил будущую жену: у себя дома, на вечеринке с художниками или где-то еще. Завесу тайны приоткрывает сама героиня. А вот верить в ее версию или нет – дело зрителя.

Драмы в личной жизни соседствуют с неудачами на литературном поприще. Издатели отказываются публиковать произведения Довлатова, и отчаяние автора грозит вырваться наружу. Для того, чтобы хоть как-то выжить, писатель устраивается экскурсоводом в Пушкинском заповеднике под Псковом. Правда, и сюда добирается рука цензуры – начальство строго следит за тем, чтобы гиды работали по «методичке». Давление со стороны руководства, тщетные попытки наладить семейную жизнь и невозможность работать по призванию неизбежно приводят к опустошению, и вот Довлатов уже топит скорбь в бутылке. Хмельное веселье постепенно трансформируется в депрессию (от которой, к слову, писатель страдал всю жизнь).

Возможно, именно поэтому в спектакле так много «уходов» от реальности. В ней счастливые моменты встречаются довольно редко (оттого и ценятся намного больше). Например, зрителей ждет уморительная сцена, посвященная любимой собаке Довлатова – Глаше, музыкальные номера.

Однако в конце спектакля писателю все же придется принять действительность – для того, чтобы быть с любимыми и публиковать свои рассказы, он переезжает в Америку. Страна возможностей из грез оборачивается еще более тоталитарной машиной, где количество запретов граничит с безумием.

Алексей Федорченко совместно с труппой Центра современной драматургии создал тонкий, нежный, трогательный спектакль о поиске себя, о мимолетности момента, о счастье и попытке угнаться за ним. Довлатов в работе режиссера предстает почти что наивным ребенком, фантазером, отвергающим действительность с ее суровыми законами.

Потому что именно в этом заключается и преимущество, и проклятье писателя – ты можешь воспарить над реальностью, подчинить ее хотя бы на бумаге. Может быть, потом, спустя несколько десятков лет, такие же мечтатели вдохновятся твоими трудами. И напомнят о твоем наследии.

Посмотреть спектакль можно будет с 25 по 28 мая. Стоимость билетов – 1000 рублей.

16+

© Интернет-журнал «Global City»

Подписывайтесь на наш VK, и читайте больше хороших новостей!

Поделиться


16+