– Художник Пестов — это одна творческая единица, состоящая из двух людей. Как вам удается работать вместе?
Екатерина: Художник Пестов — это бренд, коллективный образ.
Игорь: Наше творчество начинается с обсуждения идеи. Она приходит кому-то одному, и мы обсуждаем, стоит ли она внимания. Потом начинается непосредственно работа. Иногда бывает такое, что я начинаю работу, а потом подключается Катерина и без моего участия заканчивает ее.
Екатерина: Каждый раз мы стараемся смотреть на работу другими глазами, воспринимать то, как она смотрится со стороны. Умение смотреть чужими глазами очень важно для художника, обучаясь этому ты начинаешь понимать, как сделать работу острее, парадоксальнее, глупее.
– Глупее?
Екатерина: Да, это совсем не просто. Неожиданный подход, но когда мы не умничаем, а находимся в расслабленном сознании, происходит что-то новое, а значит, ценное.
– Расскажите о выставке в Ural Vision Gallery. Большая часть работу недавно выставлялась в Русском музее.
Екатерина: Это предложение было неожиданным, у Виктора Леонидовича (Виктор Лощенко – владелец галереи, – прим.ред.) в коллекции много наших работ, мы добавили 5, так и получилась «Личная история».
Игорь: У каждого автора есть программные произведения – работы, по которым его судят. Фонд Ural Vision Gallery как раз владеет нашими «хитами», этакими боевиками. Все они представлены на выставке.
Подробнее о выставке «Личная история» мы рассказывали в этом материале.
– Ваши работы пугающе реалистичны. Почему вы пишете картины красками? Не проще сделать фото и доработать в редакторе?
Екатерина: Настоящая живопись всегда ближе к жизни, чем фотография или постер. Потому что именно живопись устанавливает связь с подсознанием.
Игорь: Есть исключения, когда фотографирует настоящий художник, иногда им удается передавать важное.
– Как вы улавливаете грань между прекрасным и безобразным, между привычным и отталкивающим?
Екатерина: Эту грань никто не проводил. Жизнь состоит из ткани прекрасного и безобразного. Чтобы проиллюстрировать это, мы сняли мини-фильм, в котором как раз видно, что нет этой грани. Человек приходит на рынок и думает: как прекрасно свежее мясо, сейчас я его поджарю и съем. Он не думает, что недавно оно было живым, что бегало животное — чистенькое, миленькое. Этот образ у человека выключен, но его нельзя выключить из жизни, потому что это правда: сначала бегало, а потом лежит дохлое.
– Вы стремитесь это показать в картинах?
Екатерина: Мы не стремимся запечатлеть это специально. Это обыкновенная, повседневная жизнь. Всем знакома картина: карп плавает в аквариуме в супермаркете, вот он уже лежит на прилавке, еле дышит, потом мгновение — и карп уже с отрубленной головой. Станет ужином. Это обыкновенно, реально, обыденно.
– А где здесь искусство?
Екатерина: В доказательстве того, что архаичное человеческое сознание не подавляется никакими технологиями и гаджетами, комфорту и удобству, искусство в осознании того, что человек остается животным. Все, чего мы хотим в жизни, приходит из подсознания и инстинктов.
Игорь: Мы показываем эту драму, современную катастрофу. Человек стремится одеться в дорогие брендовые вещи, самоутвердиться, при этом вокруг происходят страшные, но будничные вещи, которые он не хочет замечать. Хорошее искусство — это собранная цельность. Человек — цельное существо, в котором есть и позитив, и негатив – единство и борьба противоположностей.
– Художник должен объяснять свои работы?
Екатерина: Оказывается, это нужно. Мы ведем блоги в соцсетях, и уже десять лет мы рассказываем словами то, что картина говорит бессознательному. И человек подтягивается и на интеллектуальном уровне. Так возникает и обратная связь, мы понимаем, насколько это взаимодействие состоялось.
– Зачем современным людям современное искусство?
Игорь: Есть хорошая фраза, смысл которой я долго не понимал: познай себя и ты познаешь мир. Познание себя — это познание своей темной стороны, негативной. Это неприятно, но ты начинаешь понимать и других, потому что человек как компьютер: мы наполняем себя образами, фотографиями, играми, но программное обеспечение у каждого из нас одинаковое. В современном искусстве без знания психологии делать нечего, они не могут существовать друг без друга.
Екатерина: Я считаю, что особенность искусства XXI века именно в самопознании, психологии и психоанализе.
– С чем это связано?
Екатерина: В XX веке, когда человек отвернулся от религии, это пустое место растревожило дух в человеке, люди стали наполовину самоубийцами: появился невроз, расщепление личности, психические болезни. Человек перестал понимать, как он устроен, и современное искусство работает с бессознательным.
Игорь: Искусство – это тот инструмент, который проникает в человека, минуя сознание.
– Какое место в этом процессе занимает художник?
Екатерина: Живопись основывается на чувственной природе. Живопись «входит» в человека, взаимодействуя с ним эмоционально. Художник управляет сознанием человека, нажимая на нужные точки. Я искренне считаю, что нынешний век — это век художников, ведь нас касается абсолютно все: упаковка товаров, любой видеоряд. Дизайн влияет на нас, заставляет испытывать эмоции. Получается негласное управление человеческими чувствами. Функция художника — вернуть человека к цельному мышлению, признать в себе неконтролируемые, негативные бессознательные стороны.
Игорь: Человек не всегда понимает, как жить с негативом, жестокостью, он не знает, откуда она берется. Мы помогаем это понять.
– То есть ваша цель — манипуляция сознанием?
Игорь: Конечно.
Екатерина:Живопись — это нечто волшебное, и художник выбирает инструмент, на котором «играет», чтобы выразить мысль или заставить человека почувствовать что-то. Функции художника: разрушение иллюзий и возвращение человека в реальность, к жизни.
– Вы выставлялись как в России, так и за рубежом. В чем различна публика здесь и там?
Екатерина: Русский музей подарил книгу отзывов с нашей выставки, и там было написано: «Глядя на ваши работы хочется смеяться, плакать и есть» (Смеется). Нам не принципиально, зарубежный зритель или наш, мы работаем с бессознательным, это универсально. Нас понимают и здесь, и там, только за границей его понимают еще и интеллектуально. Но у нашего зрителя больше эмоциональности, этого нельзя не заметить.
– Для кого вы творите?
Игорь: Мы представляем своего зрителя. Представляем, как он заходит в пространство, заставленное кучами картин. Что он никогда не интересовался искусством. И мы должны сделать так, чтобы среди этой кучи картин он посмотрел на нашу работу, подошел и начал рассматривать. Мне не нравится снобизм и высокомерие некоторых художников. Мы ориентируемся на не подготовленного человека.
– То есть современное искусство — для всех?
Екатерина: Есть мнение, что современное искусство для «элиты», не для «быдла». Мы не согласны.
Игорь: Нельзя рисовать для тех, кто «знает» — галеристов, коллекционеров. От этого страдает форма. Это категорически неправильно! Нужно работать с любым зрителем.
– Как отличить истинное творчество от декорации?
Игорь: Важное отличие современного искусства в том, что оно в том числе декоративно. Современные живописные работы вписываются и в интерьер.
Екатерина: Но цель настоящего искусства – вступить в диалог, а не просто продемонстрировать что-то красивое. Этот диалог — основа наших работ.
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Чащухина