«Административная работа – это не про мое предназначение»
Когда вы работали в администрации Екатеринбурга, вам прочили место Татьяны Ярошевской (экс-начальник управления культуры), стало ли предложение возглавить лицей им.Дягилева для вас неожиданностью?
Начну с того, что я была заместителем начальника управление культуры Екатеринбурга с 2012 года, до этого руководила Научно-методическим центром при управлении. Пришла я в управление совершенно случайно – меня позвал заместитель Татьяны Ярошевской – Михаил Занин. Да и в целом моя карьера после университета строилась по образовательной линии. И вдруг меня позвали в культуру, тем более административная работа – это было не про мое предназначение. Но проработала я там 13 лет, уходить было тяжело. Все же, когда проходишь один и тот же цикл 13 лет, хочется как-то повлиять на эту ситуацию. И плюс заказывает музыку далеко не заместитель управления.
Лицей Дягилева я знала очень давно. Мысли, о том, что я нужна где-то в другом месте, меня посещали, тем более после пертурбации в администрации, ухода Татьяны Львовны. Кто бы что не говорил, но эпоха Ярошевской была определенной. А в начале 2021 года департамент образования позвали меня на встречу, там и сделали предложение.
У меня всегда была романтическая мечта – сделать «Добрую школу». И все в какой-то момент соединилось, но я взяла неделю на размышление. Долго говорила с коллегами, семьей, но в итоге согласилась.
Одна знакомая мне сказала: «Если хоть один человек будет счастлив от твоего прихода – значит это правильное решение».
Спустя какое-то время ко мне в лицей пришла председатель совета родителей и спросила: «А вам зачем это нужно?». Я сказала, что если хоть один ребенок будет счастлив от моего прихода в школу – надо идти.
Тем не менее, планируете ли продолжить карьеру после лицея может быть в администрации города, области? Есть ли такие амбиции?
Я в этой жизни ничего не исключаю, пусть будет больше интересных поворотов в моей жизни, мне это нравится.
«Творческие люди должны уметь монетизировать свои способности»
Как можете оценить то наследие, которое вам досталось? Какая самая большая трудность, с которой вам как новому директору лицея пришлось столкнуться? Что, наоборот, порадовало?
Здесь всегда была внутренне богатая, традиционная и крепкая атмосфера. Многие коллеги, например, проработали здесь более 20 лет. Я уважала всех руководителей лицея. Моя главная задача – сделать концептуально более очевидным дружбу двух блоков: общего образования и искусств, создать новые условия для проявления уникальности детей, ее демонстрации, несмотря на то, что лицей Дягилева всегда выделялся.
Наследие – хорошее, отличный и сильный преподавательский состав. Нужно больше демонстрировать достижения той уникальности, о которой мы говорим. Блок искусств должен быть более видным, пропиаренным, очевидным для всех. И это все должно привести к тому, что пиар будет превращаться в рост и развитие материально-технической базы.
Мне хочется привлечь внимание спонсоров, меценатов, потому что нужно строить новое здание, возможно надо говорить с застройщиками о филиалах. Также планирую завести новых дружественных партнеров, которые помогут давать выбор нашим детям – университеты. Надо также больше участвовать в олимпиадном движении, развивать систему грантов, которой пока лицей Дягилева похвастаться не может.
Еще один главный момент – новые стены, меня интересует ремонт, ландшафт, чтобы он создавал соответствующую среду. Нужна новая библиотека, столовая и так далее. Когда я заходила в лицей, то задала главный вопрос: а где живет Дягилев? В связи с этим должен появится Дягилевский факультатив, фестивали и так далее.
Выходя из нашей школы ребенок должен иметь возможность выбора, понимая каким набором компетенций он обладает. Сюда должны входить и творческие способности, и умение себя презентовать, ораторское искусство, знание иностранных языков и даже навык принимать гостей и соблюдать требования этикета. Он должен найти возможность монетизировать свои способности, чтобы творить и содержать себя самостоятельно.
Есть какой-то универсальный портрет первоклассника «дягилевки»?
Есть потрет родителей и ребенка. Родитель чаще всего очень активный, интересующийся культурой и образованием человек. Чаще всего с гуманитарным или хорошим техническим образованием, многие проживают не в центре города. Это явно те люди, которые озабочены тем, где будет учиться их ребенок. Ищут осмысленное образование для своих детей. Приходят смотреть на директора, общаются. И мне это нравится.
Многие дети очень смирные – это будущие балерины, все одухотворенные. А второй тип детей – непоседы. Они много говорят, у них вечно что-то сползает, ерзают. И они дети творческого формата.
Я пыталась отдать своего сына в гимназию №9, где я училась. Когда на подготовительных курсах он начал сползать со стула и смотреть в окошко и считать листики, я поняла, что ему будет не комфортно, и мы пошли в другую школу.
Будет ли лицей доказывать свою «связь» с Дягилевым, прежде всего готовить детей для поступления в балетные училища или будет развиваться в сторону «элитарной школы»? Или есть третий путь?
Самая главная задача школы – вовремя выявить таланты и способности ребенка. Поступая к нам, дети уже проявляют какие-то способности: кто-то рисует, кто-то танцует. Обычно у детей не одна способность, а комплекс. Например, если ребенок поет и знает музыкальную грамоту, но у него есть расположенность и к математике. Тогда этот блок может развиваться параллельно. Ребенок будучи вокалистом может стать учителем математики, почему бы и нет? Суть в том, чтобы развивать у ребенка не только одну способность или талант, а развивать его разносторонне развитой личностью. В этом и есть «дягилевский подход».
Наши выпускники поступают, как в профессиональные творческие образовательные учреждения, так и на факультеты точных и естественно-научных дисциплин. И если наш выпускник не стал профессиональных деятелем культуры, то обязательно стал профессиональным ее ценителем, слушателем и зрителем.
«ЕГЭ приведет наше общество к какому-то новому формату»
Сейчас заговорили о неком кризисе образования, что надо вернутся к советской системе. Как считаете?
У меня, конечно, нет таких глубоких познаний в ЕГЭ. Все негативные результаты и последствия обсуждались всегда. И эксперты говорили о том, что Болонская система не совершенна. Все сводится к тому, что люди становились специалистами узких областей. Советская школа всегда давала широкое образование, но мы это утратили. ЕГЭ дает подготовится к очень точечным знаниям. Если вопрос касается синтеза, то чем Дягилевка сильна – возникают проблемы, например с выражением своего мнения.
Литературное произведение стало изгоем в жизни наших школьников, они не любят читать и не понимают, что написано и не любят излагать это в сочинениях. Дети сегодня читают меньше классики, предпочитают другую литературу, меньше обсуждают прочитанное, не знакомятся с критикой. Все это сказывается на качестве сочинений и изложений – не хватает литературности, красоты слога и разносторонности суждений.
Естественное развитие системы ЕГЭ приведет наше общество к какому-то новому формату, может быть будет часть дисциплин, которые не нужно выбирать ученику в рамках тестирования. А те дисциплины, которые он выбирает для своего будущего в виде настоящего экзамена с вопросами.
Недавно, кстати, у нас был экзамен по истории искусств в советском формате. И если бы это был только тест, дети получили бы не очень высокие оценки, но благодаря открытым вопросам оценку повышали. Сразу видно, что человек может критиковать, рассуждать, а значит – делать правильный выбор.
Наверное, извечный вопрос, который всегда вызывает споры: на ваш взгляд, какая система образования лучше – как сейчас или как было в Советском союзе?
Это должна быть компиляция двух систем.
Сейчас много говорят о нехватке кадров среди педагогов. Как обстоят дел в лицее с кадрами?
Проблема с кадрами есть везде и образование не отличается от других социальных отраслей. Сегодня мотивация молодежи – получить образование и найти работу в частных организациях. И я их понимаю, ведь хочется, чтобы твой труд ценился и хорошо оплачивался. У нас в школе много педагогов, кому за 50 и есть те, кому за 25 лет. Последних не много, но они есть, и мы стараемся их воодушевлять в работе, предлагаем творческие задачи.
Мы стараемся привлекать молодых педагогов в лицей. Несколько вакансий я даже опубликовала через свои социальные сети. Я очень надеюсь найти добрых, хороших и порядочных педагогов в мою «Добрую школу».
© Интернет-журнал «Global City» Вероника Борзова