«Папаша в бегах» – это первый игровой фильм Алексея Южакова. До этого режиссер работал над документальными проектами, но не считает себя документалистом. «Нужно попробовать себя в разных направлениях», – говорит Алексей Южаков, представляя свой фильм. Картина открыла кинофестиваль «Одна шестая», который во второй раз проводится в Екатеринбурге под патронажем Свердловской киностудии.
Любимые фильмы россиян
Как вы думаете, какое кино сегодня актуально и востребовано, какие фильмы любит российский зритель?
Есть несколько способов проверить актуальность кино, например, то, на что ходит зритель, то есть киносборы. Если смотреть на сборы, то мы увидим, что зрители идут на «Барби», «Оппенгеймера», но зрители и отлично сходили на фильм «За Палыча». Можно ориентироваться на такой критерий.
Еще один критерий – то, что популярно на онлайн-платформах, то есть это фэнтези, истории с примесью черного юмора, легкие и иногда саркастичные, например, сериалы «Райцентр», «Вампиры средней полосы». То есть у каждой платформы своя аудитория и она настолько разная, такие разные у нее запросы, поэтому сложно сказать, что конкретно ей интересно.
Еще мне кажется, что фильмы в кинотеатре должны либо удивлять, либо развлекать, потому что зритель приходит в кинотеатр за большими эмоциями. Личное кино, которому сопереживаешь, будет сложно смотреть на большом экране, потому что оно должно оставаться с тобой, и для этого есть классные киноклубы.
Если говорить про наш фильм «Папаша в бегах», то мы хотели сделать кино, которое будет в какой-то степени аттракционом, оно будет развлекать зрителя, но мы как пираты попытались продвинуть вперед какой-то смысл, чтобы зрителю было о чем подумать. Я бы хотел смотреть такое кино, где есть единство стиля, визуальной красоты, комедии и смысла.
Кинотеатры и онлайн-площадки могут показать зрительский интерес, но нет ли тут обратной стороны, когда зрители вынуждены смотреть то, что им предлагают, ведь у каждого онлайн-кинотеатра есть своя политика, а в кинотеатре выходят не все фильмы, и порой картины, заслуживающие внимания, не показывают на большом экране. И в таком случае, могут ли кинофестивали и оценки экспертов повлиять на вкус зрителей и как бы показать, что надо смотреть?
Я бы не стал формулировать так «что нужно смотреть». Ведь каждый зритель на этот вопрос отвечает сам для себя и смотрит то, что ему близко. Мне кажется, что задача фестиваля – познакомить зрителя с другим видом кинематографа, не массовым, потому что кино бывает разным. Бывает кино, при просмотре которого нужно подумать, поработать головой, и фестиваль за тем и нужен, чтобы показать всю возможную палитру кинематографа.
Например, фестиваль «Одна шестая» хорош тем, что здесь есть фильмы абсолютно разные по своему характеру повествования: есть фильмы с глубиной, в которых нужно покопаться; есть фильмы очень понятные, но при этом они требуют какого-то созерцания; есть фильмы как наш, которые способны подарить настроение зрителю.
Фестиваль хорош, когда он разнообразен, когда каждый зритель может прийти и найти для себя что-то. Это получилось у «Одной шестой». Фестиваль дает возможность людям увидеть разные фильмы и влюбиться в кино.
Сейчас появляется все больше разных фильмов, много азиатского и восточно-европейского кино. То есть это кино раньше было не в фаворе, а сейчас оно есть в нашем пространстве, его можно посмотреть, оценить.
«Нужно больше кинофестивалей!»
Нужно ли на российских кинофестивалях показывать иностранные фильмы и есть ли у российского кинематографа конкуренты?
Мы все (режиссеры – Прим.ред.) друг другу конкуренты. Вообще, российский зритель долгое время был ориентирован на западные фильмы, в особенности на голливудские. И сейчас очень видно по тому, как развивается кино, что мы (российские зрители – Прим.ред.) хотим смотреть наше кино, кино про себя. Долгое время кино централизовалось в Москве, а на экране показывали только московские локации. Сейчас кино стало расползаться по стране и мы стали видеть пейзажи, истории, которые понятны жителям России, они нам близки. Это стало помогать россиянам любить свое кино.
Последние пару лет киносборы показывают, что наше кино не аутсайдер. Мы делаем большие блокбастеры, потрясающие авторские фильмы, классные комедии. У нас есть прекрасные авторы, среди которых Жора Крыжовников, Алексей Нужный, Роман Каримов. И все эти авторы делают отличные фильмы, не второсортные. Вообще, кино средней полосы России – это феномен. И если оно существует, то значит это кино востребовано, оно нужно. Люди хотят смотреть свое якутское кино, в котором показана их идентичность, и прекрасный пример тому фильм «Айна». Это отличное кино, которое можно тиражировать. Из-за того, что у нас (российский зритель – Прим.ред.) нет привычки смотреть кино из регионов, мы иногда пропускаем его, но это важное и классное кино, оно часто бывает очень зрительским. Тоже самое с остальными фильмами регионов.
Мы точно не в позиции аутсайдеров, мы просто пока еще не полюбили сами себя, потому что долгое время в России не было кино. Мы пропустили целое десятилетие, когда кино почти не снимали, а россияне смотрели западные фильмы. Эти картины были в открытом доступе, их было легче найти. В 90-е западного кино резко стало много – оно заполонило телевизионный эфир, выходило на кассетах и дисках. Конечно, часть россиян выросла на этих фильмах и ориентируется на них, но то, как сейчас движется кино внутри страны, полностью меняет картину. Я бы тут даже сказал, что помимо успехов фильмов, есть успехи сериалов. Если посмотреть российские сериалы последних трех лет, они по качеству иногда на голову выше западных сериалов – по графике, изображению, актерской игре. У меня нет ощущения, что мы где-то отстаем.
А что вы думаете про Екатеринбург и киноиндустрию города?
Мне кажется, что в плане создания фильмов Екатеринбург отлично развивается. Он всегда был со своей особой атмосферой. Здесь даже рок-клуб свой. И вот это свое, оно должно быть уникальным, ни на что не похожим, не повторять никого.
Есть ли у вас свой топ кинофестивалей, за которыми вы следите и почему эти проекты вошли в ваш собственный рейтинг?
Я стараюсь следить за всеми основными кинофестивалями, чтобы находить фильмы, которые мне бы хотелось посмотреть. Сама фестивальная форма позволяет открыть для себя новые имена. Например, фестиваль «Короче», где можно посмотреть актуальные полнометражные картины; Московский международный кинофестиваль со своей деловой программой, в которой интересно участвовать представителям киноиндустрии; «Одна шестая», который, я думаю, станет регулярным, потому что здесь, в Екатеринбурге, нужен кинофестиваль; фестиваль «Пилот», который открывает актуальное индустриальное кино.
Сегодня в России проводится множество кинофестивалей. Как вы думаете, хорошая ли это тенденция и нужно ли такое многообразие?
Обязательно должно быть разнообразие. Например, «Одна шестая» – это кинофестиваль дебютов. Дебют – это всегда что-то уникальное, необычное, потому что каждый дебютант хочет быть услышанным, хочет показать что-то свое. Да, не всегда это ловко получается, не всегда гениально, но здесь уже прорезается свой режиссерский взгляд.
В ближайшее время в Геленджике стартует фестиваль «Маяк». Это совсем другой проект с другим посылом. «Маяк» – это фестиваль актуального российского кино и там картины с определенной тональностью.
Московский международный кинофестиваль – это фестиваль большого кино, на нем представлены картины больших авторов.
При таком многообразии мне все же кажется, что фестивалей должно быть в разы больше.
Во-первых, это обмен опытом. Мы (режиссеры – Прим.ред.) смотрим кино коллег и видим их успех, и хочется тоже делать классные проекты. Это то топливо, которое позволяет дальше работать. Во-вторых, кинофестивали прививают культуру киносмотрения и это очень важно.
Попкорн абсолютно забрал ценность кинотеатров: люди приходят в кино, чтобы поесть попкорн, а не посмотреть фильм. И кинофестиваль – лучший способ воспитать зрителя, так как на нем представлено такое кино, на котором не хочется есть попкорн, а хочется наслаждаться фильмом и погружаться в него.
Какая основная цель кинофестивалей?
Мне кажется, что основная цель кинофестиваля должна быть в показе фильмов. Мне очень нравится, что сейчас появились кинотеатры под открытым небом, и фестивальные фильмы нужно показывать в таком же формате.
Если у вас на Плотинке поставить большой экран и транслировать фестивальные фильмы, я уверен, что люди будут останавливаться и смотреть их. Кино все равно цепляет, даже если по трейлеру казалось, что это не экшн, в нем всегда есть то, на чем задержится взгляд. Поэтому нужно, чтобы люди приходили на кинофестиваль, только тогда появится момент оценивания.
Ответственность VS признание
Что для вас как для режиссера значит участие в кинофестивале, а тем более открытие кинофестиваля своим фильмом?
Это большая честь. Фильм, открывающий кинофестиваль, задает тональность всему фестивалю. К тому же, создавая картину, мы не ориентировались на фестивальный прокат. Мы делали кино зрительское, жанровое, и нам (киногруппа – Прим.ред.) очень приятно открывать фестиваль «Одна шестая». Программный директор Егор Москвитин очень тепло отозвался о нашем фильме и это безумно приятно.
Кончено, здесь есть определенная ответственность, с которой мы столкнулись. В зрительном зале сидела вся фестивальная аудитория, режиссеры, которые представлены в конкурсной программе, и, конечно, хотелось соответствовать. Было интересно, как отреагирует аудитория, но вроде показ прошел хорошо.
Премьера вашего фильма уже состоялась, удалось ли вам получить обратную связь от коллег? Совпало ли их мнение с вашим?
Кино – это такая вещь, которая может быть близка или не близка. Не бывает плохого кино, бывает кино, которое подходит лично вам или не подходит совсем. Поэтому я старался не строить никаких ожиданий, но мне было приятно, что наш художественный руководитель Алексей Нужный высказал слова поддержки: что-то он похвалил, а где-то указал на моменты, которые можно улучшить. И, конечно, приятно было получить обратную связь от зрителей, которые подходили и делились своими впечатлениями после просмотра фильма.
Фильм открывает екатеринбургский фестиваль «Одна шестая». Вы сами выбирали фестиваль для премьеры или это стечение обстоятельств?
В прокат фильм выйдет в ноябре, а работа над ним была закончена в конце августа. Поэтому мы решили представить картину на фестивале «Одна шестая». То есть это такое удачное стечение обстоятельств и наше большое желание показать фильм именно здесь. Для нас было важно участие в фестивале этого года с фильмом «Папаша в бегах», потому что идея создания картины зародилась именно в Екатеринбурге, во время форума «Кинохакатон». Там проходил питчинг дебютанов, на котором автор Елена Анисимова поделилась историей. Она и легла в основу фильма, правда у нее это была мелодрама, а мы взяли ее главного героя и создали с ним фильм. Поэтому мы хотели попасть на кинофестиваль в Екатеринбурге, так как это был бы классный завершающий этап цикла: здесь наше кино началось и здесь оно первый раз было показано на большом экране перед зрителями.
Как вы думаете, премьера на кинофестивале добавит баллов вашему фильму?
Для меня вообще загадка почему зритель идет на то или иное кино. Есть фильмы, которые очевидно обладают какими-то художественными достоинствами, но на них зритель не ходит. При этом потом они попадают в онлайн-пространство и набирают космические просмотры. Поэтому сложно ответить на этот вопрос, но мне хочется верить, что после показа на фестивале о нашем фильме узнает как можно больше людей.
Но есть еще один момент – не хотелось бы протаскивать фильм туда, где он не нужен. Хочется, чтобы фильм откликался у зрителя, который на него пришел. Наш фильм – это комедия приключенческого характера, но в ней очень много драмы. Я не могу сказать, что это типичная комедия для российского проката, поэтому я до конца не знаю, как она будет встречена зрителем, но буду надеяться, что хорошо.
Что вы увозите с собой с фестиваля «Одна шестая»?
Самое главное – я увожу прекрасное настроение и желание дальше делать кино.
Фото: Свердловская киностудия, Полина Попова, Полина Зиновьева
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Цыганова