Египет, 1937 год. Всемирно известный сыщик Эркюль Пуаро (Кеннет Брана), совершает релакс-путешествие на борту фешенебельного круизного парохода после того, как успешно нашел убийцу в Восточном экспрессе. Но и на этот раз приключения не заставляют себя долго ждать – на борту образуется созависимый любовный треугольник, и, кажется, кто-то скоро возьмется за оружие, а кого-то скоро убьют!
Первое, что вы должны знать об этой экранизации Агаты Кристи: Пуаро за весь фильм ни разу не произносит свою хрестоматийную фразу: «Я не француз, я бельгиец»! Представьте, если бы Джеймс Бонд не сказал бы «Я Бонд, Джеймс Бонд»? Второе: убийство происходит в фильме примерно через час с лишним после начала (это при том, что фильм идет всего два часа!). Совершенно не понятно, какой из этих двух фактов более обескураживающий!
Кеннету Брана в этом году повезло больше, чем когда бы то ни было. Его фильм «Белфаст» про взросление в Северной Ирландии номинирован на все мировые премии, и, кажется, что-то даже получит. При этом Брана – режиссер, мягко скажем, средний. В основном его стезя – это старательные, но бездарные экранизации британской литературной классики в диапазоне от Уильяма Шекспира до Мэри Шелли. Вот пришла очередь и Агаты Кристи.
Надо сказать, что экранизация Агаты Кристи выглядит в постановке Браны ровно так, как выглядит дурацкая экранизация Агаты Кристи: разумеется, присутствуют карикатурные усы (которые, впрочем, тут получают драматический генезис-флэшбэк), не менее карикатурный французский акцент, артист Арми Хаммер, которого мы, вероятно, благодаря cancel-culture видим в кино в последний раз, актриса Галь Гадот, из-за Израильского происхождения которой фильм запретили в нескольких арабских странах, при том, что действие происходит в Египте.
На заднем плане где-то мелькает подружка Джона Сноу. Детективная интрига больше напоминает о мультсериале «Скуби-Ду», нежели чем о викторианских детективных романах. Время от времени сценарист выдает конструкции в стиле: «Эх, любовь, она может быть опасна!». Лучшая сцена – та, в которой Пуаро ест пирожные.
За все это безобразие можно было бы смело выставить Бране «двойку» за поведение и выгнать из профессии за профнепригодность, если бы не одно «но»: все это и вправду работает! Смотреть на эту нелепую дикость почти ни разу не скучно, хотя примерно половина фильма состоит из светских разговоров ни о чем.
Не в последнюю очередь все получилось благодаря тому, что Брана – замечательный актер, и на его Пуаро хочется смотреть не отрываясь: как он пыжится, кричит, как напивается от одного бокала шампанского, как смотрит на пирамиды. Как крутит свои усы и как быстро перескакивает из дружелюбного аристократа в непримиримого сыщика.
Конечно же, это пенсионерское кино со всеми вытекающими. И, скорее всего, судьба этого фильма – дневные показы по субботам на канале «41 Домашний». Но пропустить его означает не насладиться тем блестящим несовершенством, которым современный Голливуд с его баснословными бюджетами себе давно не может позволить. В конце концов, фильм, в котором даже у усов есть своя драматургическая линия, точно не может быть плохим.
16+
© Интернет-журнал «Global City» Дмитрий Дерябин