Scroll Down
 +0 °C ММВБ  $100.22   €105.81
  1. Обзоры
  2. Общество

Существует ли уральское кино: разбираемся вместе с организатором «Кинопробы» Лилией Немченко

09:37 30 ноября 2023
В Екатеринбурге стартует Международный фестиваль-практикум «Кинопроба». В этом году проект отмечает юбилей – ему исполняется 20 лет. За два десятилетия участие в нем приняли десятки начинающих режиссеров, многие из которых впоследствии стали именитыми кинематографистами. Редакция Global City решила встретиться с директором «Кинопробы» Лилией Немченко и узнать, как себя сегодня чувствует индустрия, какие темы волнуют людей искусства и существует ли феномен «уральского кино». Подробности в нашем интервью.
Существует ли уральское кино: разбираемся вместе с организатором «Кинопробы» Лилией Немченко
Фото: предоставлено организаторами фестиваля "Кинопроба"

Фестиваль «Кинопроба» существует уже 20 лет. За такой большой срок неоднократно сменялся вектор, в котором снимают молодые режиссеры. Какие сейчас темы востребованы у кинематографистов?

По большому счету, мало, что меняется. У нас учебное кино, дипломное, а в нем есть целевые задачи. Экранизаций, например, стало значительно меньше. Это хорошо, потому что кино не всегда может улучшить, найти, открыть что-то новое в литературном произведении. Раньше подобных картин было много, сейчас же их количество значительно уменьшилось. Одно время в документалистике было повальное увлечение темой старости. Такой большой интерес пришел из европейского кинематографа. Кстати, были очень хорошие фильмы. Про интернаты для пожилых людей. Они были любопытны с точки зрения антуража, интерьера. 

У меня складывалось ощущение, что молодые документалисты просто хотели узнать, как это будет – состариться. Через год-два эта тема стала доминирующей и в отечественном документальном кино. Из самых выдающихся можно вспомнить Лиду Шейнину. У нее был замечательный фильм про бабушку, она с ним где только не была.

Анимационные фильмы всегда были более разнообразными. Раньше было очень много фильмов, в основе которых лежали живописные полотна или биографии художников. Это тоже понятно, потому что анимация напрямую связана с изобразительным искусством. Много картин, заигрывающих с фольклором, эта тенденция не спадает.

Кстати, относительно недавно на горизонте появилась Московская школа нового кино, и фильмы оттуда очень остросовременные. Сейчас киношкол стало значительно больше, чем раньше. Всегда российские игровые фильмы отличались от зарубежных какой-то, я бы сказала, старостью. Невозможно было зачастую понять, сколько лет режиссеру, где он живет и что его волнует. А вот появление школ внесло новую жизнь в российский кинематограф. С ними пошла волна современной жизни, в ее особом темпоритме. Темперамент, лексика бьют современностью.

Сейчас крупные отечественные студии уходят больше в сторону эскапизма. Снимают сказки для детей, например, а не что-то остросоциальное.

У нас в этом году только на игровой конкурс было прислано порядка 480 фильмов, отобрано 42. Сказок и фэнтези практически не было. Просто было плохое кино, и очень много. То, что мы отобрали, очень любопытное, интересное, свежее, личностное. Мы же не про массовое кино, про авторское. И вот у нас есть наметки такого хорошего авторского кино.

За последние несколько лет в Екатеринбурге появилось множество анимационных студий, киностудий, фестивалей. Повлиял ли на развитие индустрии в регионе фестиваль «Кинопроба» и если да, то как?

Обилие фестивалей мало на что влияет. Мне так кажется. Их действительно тьма. И непонятно, зачем они проводятся и для чего. У многих проектов нет явно прописанных целей. В этом смысле «Кинопроба» с первого сезона была четко прописана. Было ясно, что мы работаем со студенческим-дипломным кино, потом добавились дебюты. И все, это наша ниша. Плюс фестивали очень разные, на многих фестивалях светская программа перевешивает все остальное. 

У нас же фестиваль мыслился как рабочий. Мы даем людям возможность посещать огромное количество мастер-классов от представителей всех профессий: операторов, сценаристов, режиссеров, аниматоров. Поэтому фестиваль и называется «практикум». 

Также в рамках «Кинопробы» работает текстовая лаборатория, на каждый фильм пишется рецензия. Такого вообще нет нигде. Люди приезжают на фестиваль, получают там призы – первое, второе и третье место. И все. А что с остальными? Потому мы решили, чтобы каждый автор получал обратную связь.

На заре фестиваля появилась идея проводить конкурс проектов. Это раскадровки будущих фильмов. Гости могут увидеть, какой будет картина, какие в ней будут сцены, что это за фильм. Через год видишь название в программе и думаешь: «О, а я же это на стене видел!». Вот этого правда нигде нет, ни на одном фестивале.

Часто ли «выпускники» фестиваля становятся известными кинематографистами?

Что касается анимации, то да, конечно. Вот у нас свою первую награду получила Лиза Скворцова, она тогда была студенткой ВГИКа. В этом году она у нас будет в жюри. Чего она только не снимала! Работала на студии «Метроном», каждый год получает награды на «Суздальфесте». Недавно у нее был фильм «Амичка», в Суздале получил награду. Про наших можно говорить бесконечно. Павел Погодин, Максим Куликов, Нина Бисярина. Это люди, очень известные в мире анимации. Свои первые награды они получали здесь. Что касается, допустим, документального кино, это тоже очень интересная история. Жила-была девочка Наташа Саврас, она училась на философском факультете, работала волонтером на «Кинопробе», потом куратором. Затем решила начать снимать кино. На сегодняшний день это человек, который не вылезает из фестивалей. Свою первую награду она получила на «Кинопробе», в этом году будет у нас в жюри. Наташа работающий известный документалист, а начинала здесь.

Также можно вспомнить Анну Буданову, которая на сегодняшний день работает в крупнейшей французской студии. Первую награду тоже получила на «Кинопробе».

Поддерживают ли они с вами связь?

Мы, конечно, написали письма. У нас даже будут онлайн-встречи, показы фильмов-победителей. Но, видите, чтобы это все происходило, нужен человек, который будет этим всем заниматься. Я сейчас это осознала, когда начали готовиться. Архивы не собраны, мастер-классы на видео не записаны, этого нет, того нет. А ведь у нас такие мастера были на фестивале! 

Например, приезжал Билл Плимптон. Это настоящая звезда американской анимации. Был Дэвид Спрокстон - один из соучредителей студии Aardman Animations, известной по мультфильму «Побег из курятника».

И я не могу найти ни одной фотографии. Поскольку я была тогда начинающим «организатором производства», было не до того. А если ты этим не руководишь, само ничего не делается. Уже попозже есть архивы. Там и Звягинцев, и Йос Стеллинг. И то мало, могло бы быть больше. Нужно было записывать все мастер-классы. Этого мы тоже не делали. С одной стороны, 20 лет – это много, а с другой – еще есть, над чем работать. И это вдохновляет.

Вы говорили о том что феномена «уральское кино» не существует, изменилось ли ваше мнение?

Нет, я вообще не понимаю, что такое «уральское кино».

Есть же, например, такой феномен, как французское кино.

Когда мы говорим «французское кино», мы подразумеваем определенную стилистику, эстетику. Но «уральское кино»… Я могу сказать о феномене Алексея Федорченко. Но, во-первых, он себя не идентифицирует с уральским кино. Во-вторых, это просто уникальная эстетика, работа с документом, превращение не документального в документальное, и наоборот. Но какое отношение это имеет к уральскому кино, я не знаю. Вот, например, уральская драматургия есть. Потому что там есть слово, особая лексика. Или польская театральна школа и польское кино. Оно сразу выделяется удивительными актерскими работами. Были времена, когда к Коляде приезжали польские театры. Это даже на уровне студенческих спектаклей было что-то невероятное.

Нет, я остаюсь при своем мнении. Нынче я посмотрела по осени, просто бум был какой-то: Неделя уральского кино, фестиваль «Ойка». И я все время думаю: что же это такое – уральское кино? Мне кажется, речь идет о фильмах, сделанных здесь. Хотя в прошлом году мы проводили лабораторию «Местные» в двух точках: Сысерть и Полевской. И очень много фильмов, сделанных в рамках этого проекта, пошли по серьезным фестивалям. Это был такой факультатив от «Кинопробы». Да, там местные режиссеры. И ели говорить о колорите, то, конечно, он присутствует. Но называть то феноменом… Вот феномен грузинского кино я понимаю на всех уровнях: сценарий, мироощущение. А здесь…

А почему так сложилось? Ведь, казалось бы, так много ресурсов, инструментов.

Я зерна не вижу. Тут должно быть национальное сознание. Мне кажется, уральское кино могло бы стать миксом из татарского, башкирского.

Уход в что-то фольклорное, возможно?

Ну может быть, да.

Достаточно ли у нас в таком случае школ, фестивалей, ресурсов для того, чтобы уральское кино рано или поздно сформировалось, приобрело какие-то формы?

В Екатеринбурге есть разве что анимационная школа. И все, больше вообще ничего нет. Вот, например, Евгений Григорьев сделал фильм «Подельники». Отличный фильм! А то в нем уральского? Ничего. Это очень хорошая картина, с прекрасным актерским кастингом, отличной операторской работой.

Меняется ли со временем количество людей которые хотели бы стать частью киноиндустрии?

Меняется. Увеличивается, и это судят даже по тому, сколько мы заявок получаем. Смотрите, мы объявили open-call на сценарную мастерскую. За очень короткие сроки пришло 56 или даже больше заявок. Как ни странно, это были не местные, которые хотели приехать сюда. Или та же самая лаборатория «Местные». Там был большой open-call, было порядка 300 заявок. От Хабаровска до Тулузы. А местных-то было не так много. Так что не знаю, тут еще инертность какая-то тоже есть.

То есть нестабильная ситуация в мире людей от творчества не отталкивает, а, наоборот, привлекает?

Наоборот, вы же сказали про эскапизм. И это тот самый случай.

Кажется, не так давно Федор Бондарчук говорил о том, что в индустрии наблюдается серьезный дефицит кадров.

Да, дефицит наблюдается, но именно хороших кадров. То же самое скажут про здравоохранение, педагогику и так далее. За хорошим оператором очереди стоят. Они есть, но они нарасхват. Хочу сказать, что вот именно операторская школа сохранилась еще с советских времен. Михаил Кричман везде и всюду, Сергей Астахов. Актеры есть. Очень плохо со сценарием. Они все живут минут 20. В этом случае Миша Местецкий со своим «Годом рождения» сильно выделяется. К нему можно по-разному относиться, но как там крепко сделан сценарий! Как он выруливает на основной мотив, с которого все и начинается. Но таких, как он, немного.

А с режиссерами как?

Я бы казала, что их немало. Лишь бы у них была возможность работать.

Стало ли сложнее привозить в Екатеринбург режиссеров или экспертов из-за границы?

Да просто невозможно. В этом году у нас будет Центральная Азия и все. Даже турецкий мастер, который должен был войти в жюри, не прилетит. Конечно, были времена, когда у нас на фестивале можно было изучать географию. Но будем ждать.

На какие мероприятия фестиваля стоит сходить обычным зрителям, не связанным с созданием фильмов?

У нас как раз гораздо больше мероприятий для таких людей. Во-первых, надо смотреть программу Евгения Цымбала. Она будет про актера Филиппенко, например. Программа продюсера документального кино Обухова заслуживает отдельного внимания. Дальше у нас в жюри Эдуард Новиков. Это якутское кино. Будет его фильм «Царь птица». Прямо очень советую посмотреть. Будет интересная творческая встреча с Ольгой Лапшиной – актрисой театра и кино. Прекрасная будет анимационная история – 20 лет исполняется «Смешарикам», приедет ведущий режиссер. Посоветовала бы лекцию известного киноведа Евгения Марголита. Он расскажет про очень печальную судьбу актера, который всю жизнь играл Сталина. 

Второго декабря будет уникальный мастер-класс для тех, кто видит себя актером. Вести его будет актерский агент Дмитрий Савельев. Он «ведет» Козловского, Александра Яценко, Федора Федотова. Расскажет, зачем нужен агент и как он помогает жить актерам. 

У нас в Екатеринбурге также будет премьера фильма Алексея Федорченко «Колбаса Митрофана Аксенова». Так что много чего, надо просто изучать программу.

Напомним, Международный фестиваль-практикум «Кинопроба» стартует в Екатеринбурге 1 декабря. Зрители смогут посмотреть короткометражные картины от молодых режиссеров со всей России. В программе есть игровые, анимационные и документальные ленты. Конкурсная программа состоит из 118 работ. Показы будут проходить в Доме кино и Ельцин Центре.

В фестиваля пройдут мастер-классы по анимации и видеотехнологиям, лаборатории для кинокритиков и сценаристов, образовательные проекты по истории и различных жанров кинематографа. На открытии «Кинопробы» выступит группа « Курара», а завершится проекта концертом Blues Bastards. С полной программой можно ознакомиться на официальном сайте фестиваля.

Фото: предоставлено организаторами фестиваля "Кинопроба"

© Интернет-журнал «Global City»

Подписывайтесь на наш VK, и читайте больше хороших новостей!

Поделиться

Другие материалы на тему


16+