Ельцин Центр решил присоединится к празднованию 300-летия Екатеринбурга и подготовил для уральцев новую экспозицию. Проект «В спорах рождается город» – это размышление о том, как трансформировался Екатеринбург, каким он мог бы быть и каким стал в итоге. В его развитии участвовали архитекторы, политики, художники, строители и местные жители. Каждый из них привнес в уральскую столицу что-то новое. Будь этот планировка района, плитка на домах или арт-объект.
«Выставка посвящена самой идее о том, что о будущем города можно дискутировать. Эти практики могут быть разными. От рисования карикатур до практических дел – как мы обустраиваем свой балкон. Выставка на предмете различных дискуссий показывает, как менялся внешний облик Екатеринбурга», – отметили в Ельцин Центре.
Открывает выставку роспись Софии Содерберг – молодой художницы. В своей работе она размышляет о том, как меняется линия горизонта в городе. Если ранее она представляла собой холмы и горы, то сейчас полностью состоит из многоэтажных домов, небоскребов и многоэтажек. София отталкивалась от образа Екатеринбурга, растущего вверх. В своей работе художница изобразила Свердловск в виде человека.
«Почему мы можем говорить о городе, как о человеке? Сегодня довольно популярно стало создавать образы городов в виде людей, в этом помогают нейросети. Здесь же за образом скрывается другая вещь. Раз мы смотрим на развитие города как на что-то централизованное, то мы взращиваем город, как человека», – рассказала куратор выставки Марина Соколовская.
Также на выставке представлены книги о Свердловске-Екатеринбурге и газетные вырезки разных лет. С их помощью можно проследить, как менялось отношение к благоустройству городской среды. Если в Советском Союзе власти допускали до печати лишь восхваляющие отзывы, то в девяностых доступность и комфорт столицы Урала начали ставить под вопрос.
«Открывалась дискуссия – а в каких домах мы хотели бы жить: многоэтажных или малоэтажных? В ряде экспонатов мы видим, как этот вопрос поднимался вновь и вновь. Также были общественные обсуждения о плитке – какой она должна быть?», – добавила Марина Соколовская.
Группа «МишМаш» для экспозиции подготовила серию работ, на которых показываются незаметные, но важные фрагменты города. Например, здесь можно увидеть очертания зданий, узоры на плитках, строениях.
Особое внимание привлекает большая красная клетка, стоящая посреди зала. Это произведение вдохновлено обилием заборов в Екатеринбурге.
«Это объект стал итогом наблюдений за Екатеринбургом и в 90-х, и в наши дни. Материал, из которого выполнен объект, отсылает к решеткам на окнах. Казалось бы, город становится все безопаснее, но решеток и заборов становится все больше. Это тоже предмет для дискуссии», – заключила куратор.
Вопросы безопасности поднимаются и в других экспонатах. Например, в кинохронике. В ней рассказывается о том, как страх людей менял облик Екатеринбурга.
Также гости смогут увидеть публикации, фотографии, эскизы и чертежи из музеев, архивов и частных коллекций. Они представляют внутрицеховые и общественные дискуссии об архитектуре города, о способах его исследовать и описывать.
Посещать экспозицию можно будет до 16 июля. В рамках проекта также пройдет ряд мероприятий. Например, экскурсия «МЖК-4: затерянный город». Горожане смогут узнать о секретах и историях старейшего квартала. Подробности можно узнать по ссылке.
12+
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова