Расскажи, пожалуйста, насколько сложно сегодня начинать карьеру кинорежиссера с нуля? Какой путь лежит от первой мысли «хочу снимать кино» до первой премьеры?
В целом в кинематограф у нас сложно попасть. Я с детства снимал. И еще больше 10 лет у меня были разные художественные школы. Я учился при Архе (Уральский государственный архитектурно-художественный университет – прим ред.), и в Шадре (Свердловское художественное училище имени И. Д. Шадра – прим ред.). Сидел с книжками, читал сценарное дело, режиссуру, актерское, писал какие-то сценарии.
Кажется, это был конец 2021-го года. У меня была небольшая команда, мы снимали клипы, рекламу, видео для маркетплейсов, иногда концерты. Но в один момент вижу публикацию: «ищем актеров для съемки полного метра». А это же мечта! Беру контакт, пишу, что я не актер, но у нас есть команда мини-продакшн, есть свет, дым, камера, хотим снимать. Спустя какое-то время мне звонит, как потом оказалось, наш сценарист Даня и говорят: «Съемки завтра. Нужна команда, нужен оператор. Сможешь?». И я: «Ну… смогу». Как потом оказалось, у ребят все было стихийно. В какой-то момент даже пропала девочка, которая должна была стать режиссером.
Так я внезапно стал сначала оператором, а потом и в режиссерское кресло попал.
Звучит само по себе как завязка в комедии.
Так и было. У Дани была задумка – изначально снять тизер, под который мы получим финансирование, а потом уже начнем снимать полнометражный фильм. На протяжении полутора месяцев до осени 2021 мы начали снимать. Я у Дани прошу сценарий, а сценария не было. Оказывается у него были какие-то наброски. Мы просто приезжаем на локацию и он говорит: «Ну вот этот будет с этим разговаривать, там будет вот это, это». И все, и уходил. А я стоял и думал как это снять. По-быстрому начали лепить.
В общем, по итогу у нас получилось монтажного времени 35 минут, из которого мы собрали небольшой трейлер для спонсоров, но тут случается 2022-й год. Те, кто должен был выделять деньги, сказали: «Извините, но у нас другие планы, мы уезжаем». Все провалилось в производственный ад: что-то делалось на энтузиазме, что-то удавалось оплатить на деньги от коммерческих заказов, которые не прекращались.
В фильме есть эпизод в пустыне, которая похожа на березовские «Пески». Есть какие-то еще локации в Свердловской области, которые стали киноплощадкой?
Да, там не только «Пески». Там куча всего: и «Пески», и «Марс» в Богдановиче. Еще в Реже была гора. Мы ее почти случайно нашли, а потом решили использовать. В январе этого года мы дали премьерный показ «Ветра» в Екатеринбурге. Все гости потом делились впечатлениями, как много у нас в кадре знакомых мест.
Фильм «Ветер в голове» мне напомнил «Межсезонье» Ханта. Ты его смотрел? Может быть вдохновлялся этой картиной?
Да, посмотрел, потому что оно было в качестве референсов. Даниил снимался в том фильме, и его это впечатлило тогда, и может быть какие-то ходы. Но «Межсезонье» мне не понравилось. Я не люблю вот эту всю чернуху, вот как там Балабанов снимал. Помню, посмотрел «Груз 200», когда он вышел. Мне тогда было лет 15. Очень сильно у меня отложилось это в голове. И я как вижу подобную картинку, у меня сразу отвращение. Хочу выключить. Поэтому я зачастую русский кинематограф не могу переносить.
Я зачастую русский кинематограф не могу переносить.
Я не буду смотреть Тарковского и восхищаться его длинными планами. Я считаю, кино должно развлекать и приносить радость. Помню, как в детстве вместо уроков уходил в кино смотреть фильм «Человек-паук». Это шикарно, когда эмоции, а не когда надо восемьсот смыслов искать. Хватит в меня пихать вот это. У Балабанова мне только «Жмурки» нравятся. Шикарный фильм. Хотя, конечно, копирка «Большого куша» вплоть до сцен каких-то, но в целом это шикарное кино, вот это я у него люблю.
Я считаю, кино должно развлекать и приносить радость. Это шикарно, когда эмоции, а не когда надо восемьсот смыслов искать.
Мне нравится Майкл Бэй. Мне нравится стиль у Скорсезе, как он работает над гангстерской тематикой. Мне нравится как Риччи снимает: «Карты, деньги, два ствола», «Рок-н-рольщик», «Джентльмены». Я на самом деле и Marvel люблю посмотреть. То есть ничего такого высоколобого.
А как тебе «Анора», с которой все носятся?
На самом деле нормальный фильм, легкий. Посмотрел его и, как бы: «Ну, прикольно». Сейчас всё, где пытаются с графикой сделать что-то, голливудское, всё идет не по тому месту. Что там было еще последнее? «Тысячу лет тому вперед»? Там тоже снимался Борисов антагонистом.
«Сто лет тому вперед». Это ремейк «Гостьи из будущего» про Алису Селезневу.
Я не знаю, если честно, что это за ремейк. Но в целом, я смотрел и задавался лишь вопросом: «Столько у вас денег?». Меня это всегда поражает. Бюджеты огромные. Конечно, не Голливуд, где кино за 50 миллионов считается высокобюджетным, но все равно с ума можно сойти. Будь у нас 10 миллионов, как у этой новой Алисы, мы бы такое могли снять…
Если бы тебе дали 50 миллионов долларов и сказали: Арсений, вот бюджет как в Голливуде, снимай фильм твоей мечты. Что бы ты снял?
Я хочу снять что-то наподобие «Большого куша». Мне нравится такое кино, когда интересно сплетено. Там есть неприкрытая изнанка жизни, такой черный юмор. Пусть это будет криминал, но не такой, как все привыкли его видеть. Я бы придал ему комедийности. В этом плане мне нравится Екатеринбург. Здесь можно снимать хорошее кино. Собственно и «Ветер в голове» получился хорошим, несмотря на все наши проблемы. В целом, мне надо просто снимать, снимать, снимать, снимать. Я хочу снимать большое кино, хочу Голливуд. Если Голливуд будет у нас в России, то так даже лучше.
Мне нравится Екатеринбург. Здесь можно снимать хорошее кино.
Ранее мы поговорили с екатеринбургским режиссером Антоном Бутаковым, который рассказал о своем художественном фильме «Бесконечный апрель». Уже в этом году он отправится покорять российские кинофестивали и будет показан зрителям.
Фото: «Кинокомбинат»
© Интернет-журнал «Global City» Сергей Курильченко