Мы собрали 5 фильмов, вышедших в России за последние годы, которые привлекли внимание критиков и зрителей, при этом получили немало положительных отзывов.
«Дылда»: у войны женское лицо
Кадр из фильма. Фото: «Кинопоиск»
«Дылда» – последняя работа Кантемира Балагова, вновь затрагивающая тему искалеченных на войне душ. В этом году картина получила приз Каннского фестиваля за лучшую режиссуру.
Послеблокадный Ленинград, первая осень без войны, жизнь вроде бы входит в мирное русло, но война не ушла насовсем – она плотно врезалась в судьбы людей. Долговязая контуженная зенитчица Ия, по прозвищу «Дылда», ухаживает за раненными в госпитале и воспитывает чужого ребенка. Вскоре возвращается настоящая мама мальчика, но к тому моменту с Пашкой случается трагедия. Женщинам предстоит пережить еще одно общее горе и попытаться продолжить жить на руинах внешнего и внутреннего мира.
Картина отличается тем, что впервые показывает войну с нетипичной для российского кино стороны – стороны женской. Режиссер лишает военную тему героического пафоса и советской пропаганды, оставляя лишь особую болезненность и глубину. Главных героинь сыграли Василиса Перелыгина и Виктория Мирошниченко.
«Человек, который удивил всех»: фильм о принятии перемен
Кадр из фильма. Фото: «Кинопоиск»
Трогательная кинолента Алексея Чулова и Натальи Меркуловой была номинирована на лучший фильм на Венецианском кинофестивале в 2018 году. Главную роль в фильме блистательно сыграл Евгений Цыганов.
Егор – лесничий в сибирской глубинке, уважаемый в поселке человек и образцовый семьянин, который ждет появление второго ребенка. Но неизлечимая болезнь разделят судьбу героя на до и после. Врачи оставляют на жизнь всего два месяца, а в борьбе с болезнью не помогают ни лучшие врачи, ни походы к местным шаманам. Селезень обманул смерть, вымазавшись в пыли и притворившись уткой, гласит древний сибирский эпос. Отчаявшийся герой решает повторить уловку из легенды и решается кардинально изменить свою личность.
И хотя картина затрагивает непростую тему личного самоопределения, она больше о необходимости принятия перемен, как внутри себя, так и в обществе.
«Мальчик русский»: о человеческом на войне
Кадр из фильма. Фото: «Кинопоиск»
Пронзительная дебютная работа Александра Золотухина повествует о беспощадной и бессмысленной мясорубке Первой мировой войны, через призму обычных человеческих чувств.
Простой деревенский мальчишка бросается добровольцем на фронт с мечтой о победах и орденах, но война быстро возвращает паренька с небес на землю: в первом же бою Алексей попадает в облако хлора и слепнет. Потерянный и обожженный горьким опытом мальчик просится остаться на фронте и его назначают слухачем. Мальчик русский слушает в огромный металлический рупор приближение вражеских аэропланов, а слышит музыку…
Картина снята в типично сокуровской манере: стилизация под выцветшую зернистую пленку, нервная камера и рваный монтаж. Кадры фронта перемежаются сценами оркестра, под музыку которого происходят все ужасы войны. Образ нежного, наивного, мальчика русского на экране воплотил Владимир Королев, которого режиссер нашел в детском доме.
«Аритмия»: жить и спасать вопреки
Кадр из фильма. Фото: «Кинопоиск»
Картина Бориса Хлебникова «Аритмия» совмещает в себе комедию и драму, семейное и профессиональное, социальные вопросы и веру в лучшее.
Фильм рассказывает о жизни талантливого фельдшера скорой помощи Олега, который оставляет всего себя на работе и хочет только одного — спасать человеческие жизни. На работе герой принимает сложные решения и противостоит начальству, для которого важно лишь выполнение госстандартов, а дома снимает с себя всю ответственность и превращается в выпивающего размазню, неготового участвовать в семейной жизни. Уставшая от всего этого жена Олега, тоже медик, подает на развод и перед героем встает нелегкий выбор – спасать людей, карьеру или семью?
Актеры Ирина Горбачева и Александр Яценко создали между собой невероятную химию, которая позволяет героям стать живыми и узнаваемыми. «Аритмия» – фильм о человеческих отношениях, непростой и неоднозначной жизни. Картина замечательна тем, что показывает людей и российскую медицину не однобоко, открывая зрителю и достоинства и недостатки.
«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»: о гопниках, жизни в России и семейных ценностях
Кадр из фильма. Фото: «Кинопоиск»
Фильм Александра Ханта – это размышления на тему жизни российской глубинки: узнаваемые персонажи вовлекают себя в непростой жизненный переплет и пытаются понять, кто они есть на самом деле.
Типичный гопник с детдомовским прошлым Витька Чеснок работает на заводе по переработке отходов и мечтает сбежать от семейного быта, обретенного им «по залету». Неожиданно в его жизни объявляется отец – бывший бандит, ныне лежачий инвалид Леха Штырь. Витька решает отвезти отца в дом инвалидов и завладеть его квартирой, но в поездке героев ждут неожиданные приключения и опасности.
Критики назвали фильм редкой по уровню осознанности и глубины современной русской драмой. Смелая и эксцентричная картина понравится не каждому зрителю, но в ней можно найти узнаваемые сюжеты, живых персонажей и сложные моральные вопросы.
© Интернет-журнал «Global City» Елизавета Шевелина