На счету Бернардо Бертолуччи более двух десятков фильмов, несколько «Оскаров» за «Последнего императора», «Золотая пальмовая ветвь» за вклад в киноискусство и несколько поэтических сборников. Пожалуй, главное, что выделяет работы Бертолуччи, так это то, что ни одна из них не похожа не предыдущую. Печальные новости о смерти творца — повод пересмотреть или открыть для себя впервые эти местами отвратительно прекрасные и обескураживающие фильмы.
«Конформист» (1970 год)
Именно «Конформист» открыл путь к созданию психологических драм нового поколения – «Крестный отец» и «Апокалипсис сегодня». Эта лента – безрадостный взгляд на мотивацию человеческих поступков, который косвенно отразил его разочарование в майских событиях 1968-го года («Красный май 1968-го года»).
Премьера «Конфрмиста» состоялась на Берлинском кинофестивале 1070-го года, лента получила приз журналистского сообщества. Зрительская реакция была неоднозначной, в целом лента была встречена с сочувствуем и пониманием.
«Конформист» сделал из 29-летнего режиссера звезду, успех фильма в Америке позволил Бертолуччи заполучить Марлона Брандо для своей следующей работы.
«Последнее танго в Париже» (1972 год)
Классика итальянского кинематографа, считавшаяся в свое время не то порнографией, не то высочайшим искусством, принесла режиссеру множество скандалов и две номинации на «Оскар»: за режиссуру и актерскую игру Марлона Брандо, исполнившего в ленте главную роль.
В списке лучших американских мелодрам фильм занял 48 место.
Фильму «Последнее танго в Париже» удалось совместить в себе элементы эротической и философской мелодрамы. А американский писатель Роберт Элли взял за основу сценарий фильма и написал одноименный роман.
«Двадцатый век» (1976 год)
Чтобы посмотреть «Двадцатый век», нужно, как минимум, собраться с мыслями. Но оно того стоит, ведь 5,5-часовая лента собрала ключевых звезд мирового кинематографа. В фильме снялись Роберт де Ниро, Жерар Депардье, Доминик Санда, Дональд Сазерленд.
В эпической исторической драме показаны жизненные пути двух людей, родившихся в Италии в одно время, но в очень разных семьях. Основной мотив фильма – освобождение итальянского крестьянства из-под патриархальной и полуфеодальной власти землевладельцев.
Провокационные сексуальные сцены вызвали очень разные отзывы у зрителей и критиков. И по сей день «Двадцатый век» считается одним из неоднозначных и противоречивых фильмов.
«Последний император» (1987 год)
Историко-биографическая лента о жизни Пу И, последнего китайского императора, снималась сразу в четырех странах: Китае, Великобритании, Италии и Франции.
Фильм стал самым титулованным за всю карьеру Бертолуччии. «Последний император» получил 9 «Оскаров» 1988 года, четыре «Золотых глобуса», «Сезар» за лучший иностранный фильм, специальный приз жюри премии «Феликс», «Грэмми» за лучшую музыку и Премию Японской киноакадемии как лучший фильм на иностранном языке.
«Маленький Будда» (1993 год)
Драма, в которой сыграли Крис Айзер, Бриджит Фонда и Киану Ривз, получил несколько престижных кинопремий и примечателен тем, что роли некоторых лам в фильме исполняют известные деятели современного буддизма. Они же консультировали режиссера о тех аспектах буддийской жизни, которые затрагивает в ленте Бертолуччи.
«Ускользающая красота» (1996 год)
Красивый и чувственный фильм с юной Лив Тайлер в главной роли рассказывает историю взросления.
В буквальном переводе с итальянского фильм называется «Я танцую сама по себе». Ленту хвалят за тщательно прорисованные образы героев, символизм и изумительные пейзажи, а эротические сцены, по мнению критиков, не отдают пошлостью, а выглядят естественно и органично.
«Мечтатели» (2003 год)
Камерная эротическая драма Бертолуччи родилась из трех книг Гилберта Адэра. В центре сюжета – сексуальная революция, которая проходит в отдельно взятой парижской квартире.
В фильме поднимается тема инцеста, что не могло не отразиться на его рейтингах: даже те, кто отчаянно ругал Бертолуччи за вседозволенность, не могли остаться равнодушными к этой ленте. Кстати, большая часть сексуальных сцен была вырезана из фильма самим режиссером.
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Чащухина