Global City решил разобраться, где грань между тем, что можно назвать искусством, и тем, что лучше закрасить краской и никогда не видеть. Все очень просто, и в тоже время сложно: есть стрит-арт, а есть граффити.
Нашим гидом по стрит-арту Екатеринбурга станет @alexandr_yang. Исследователь стрит-арта, автор проекта Street Art Hunter и подкаста Росстритартнадзор.
Теги
Наверняка вы видели эти, на первый взгляд бессмысленные, надписи на стенах домов, заборах, фонарях. Вспомним только недавнюю ситуацию, когда новые фонари в сквере за Оперным театром расписали – это теги. Теги оставляют граффити-художники, чтобы узнать друг друга в субкультурной среде, зачекинится и оставить свою метку.
Первым, кто стал оставлять теги, был Taki 183. Таки работал курьером в Нью-Йорке в 1971 году. Когда он разносил заказы, то на домах писал свое имя и номер своего района. Так он стал первым, чьи теги вошли в историю, а еще попал на страницы New York Times, как райтер Taki 183. Моду на теги подхватили подростки Америки, а на фасадах американских домов стало появляться бесчисленное количество имен и адресов.
Субкультура граффити – это целый мир, о котором многие могут даже не догадываться. Надписи, которые невозможно прочитать – это подписи райтеров, именно так внутри субкультуры называют тех, кто занимается граффити. И пишут теги не для горожан, их пишут для других райтеров.
При помощи тегов райтеры заявляют о себе в мире граффити и стрит-арта. При этом есть такая тенденция – там, где появился один тег, появится еще много тегов. В мире граффити считается значимым заявить о себе там, где еще никто не заявлял, и чем экстремальнее и провокационнее место, тем круче выглядит райтер в глазах своих единомышленников. Ведь граффити – это все таки протест, выступление против законов, нарушение правил.
Именно поэтому теги появляются на фонарях, фасадах исторических зданий, там, где у другого возникнет вопрос «а как ты туда залез и написал?». В общем, эта часть субкультуры только для тех, кто входит в нее.
Найди кота
У некоторых райтеров есть свой собственный стиль, который также является тегом – нарисовать кота, морду бульдога, кудрявую голову, ангелочка. Эти символы становятся узнаваемыми. Если присмотреться к настенной живописи, то каждый горожанин сможет сыграть в игру «найди кота».
Лайфхаки райтеров
Современный мир не стоит на месте, поэтому у райтеров теперь есть наклейки, плакаты и трафареты. Это экономит время, ведь чтобы не быть замеченным полицией или бдительными горожанами, надо как можно быстрее оставлять свой тег в городском пространстве. Но все-таки в Екатеринбурге еще остались олдскульные райтеры, рисующие теги по-старинке, баллончиком с краской.
Такие наклейки можно встретить на дорожных знаках, светофорах, столбах с объявлением.
Дак вот, граффити – это не стрит-арт, поэтому многим горожанам оно приходится не по душе. Стрит-арт – это полноценные, продуманные композиции. Обычно они появляются в городском пространстве законно, на фестивалях уличного искусства, на согласованных для этого площадках. Такие работы требуют много времени, использование техники, большего количества денег. Но и так происходит не всегда. Есть стрит-арт художники, которые реализуют свои работы спонтанно, без согласований, и они остаются на своем месте надолго.
Стрит-арт рисуют уличные художники. Граффити рисуют райтеры.
Масс-маркет
А тут стоит поговорить о «масс-маркете» стрит-арта, и работах в канонах уличного искусства. Белочка или енот, как будто вышедшие из красочного мультфильма, многим придутся по душе и вряд ли вызовут негодование горожан. А вот переход, разрисованный линиями, или «Супрематический крест» Покраса Лампаса – не у всех вызовут положительные эмоции.
Роспечать, как объект творчества и уважения
Кстати, среди стрит-арт художников есть свои звезды. В целом в сообществе не принято портить чужие работы. То есть на работе уличного художника не появятся теги, это неуважительно. И городские власти нашли, как это использовать во благо города.
Киоски «Роспечати» часто подвергаются нападению райтеров. Чтобы избавить их от нежеланных надписей, киоски попросили разрисовать и доверили это Максиму Реваншу. Прошло несколько месяцев, а разрисованные Реваншом киоски по-прежнему чисты.
Фото: Global City
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Цыганова