Мы спросили Сергея, отчего он покинул театр и не боится ли теперь растерять актерское обаяние в многосерийных проектах.
- Театр по-прежнему занимает важное место в вашей профессиональной деятельности? Вы ведь теперь довольно успешный актер кино. Заработок в кинематографе выше…
- Я никогда не бросал театр, для меня он важен. Единственное, сейчас я уже три года как не играю в ТЮЗе, но занят, например, в спектакле «Игроки» по прекрасной пьесе Николая Васильевича Гоголя. Это постановка театральной компании «Свободная сцена».
- Только занятость стала причиной ухода из ТЮЗа?
- Нет, просто нужно было уже что-то менять, хотя я всегда мечтал играть именно в ТЮЗе и работать с такими великими режиссерами как Генриетта Яновская и Кама Гинкас. Но прошло 12 лет, и возникла необходимость двигаться дальше. Вместе с этим были предложения и возможности для этого поступательного движения.
- Сегодня вас смело можно назвать звездой российских комедийных сериалов. Ваш Сеня из сериала «Кухня» и Рома из «Мамочек», который, кажется, вызывает искреннюю симпатию почти у каждого мужчины-зрителя, ну просто один ярче другого. Кажется, сериал — это органически ваше. Я права?
- Мне абсолютно комфортно в сериальной среде, это правда. Даже несмотря на то, что театр и сериал — это две разные работы при одной профессии.
- Поэтому вы не оставляете театр?
- Да, потому что это очень мощный тренинг и внутреннее развитие для артиста. У тебя ведь нет второго дубля, ты не имеешь возможности сыграть по-другом сцену или остановиться, или начать заново. И чтобы сыграть в этот один единственный дубль, надо долго репетировать, много энергии потратить, возложить на себя ответственность за все, что происходит здесь и сейчас. А еще ты слышишь живой отклик зрителя: тишину слышишь, смех слышишь.
\
- Но больше времени вы проводите в сериальной среде…
- Да, но и там тоже есть аудитория. И хотя она многомиллионная, почувствовать ее невозможно. Просто, когда я нахожусь на съемочной площадке, то играю для тех людей, которые есть на ней в тот момент, включая и режиссера, и операторов, и звукорежиссера, и коллег по цеху. Так что живой зритель есть и тут. И я вижу всегда краем глаза, улыбаются ли они, проявляют ли еще какую-то реакцию.
- Так а по факту-то работа в сериалах вам, как профессионалу, что дает?
- Если бы я был Дмитрием Нагиевым и мне задали этот вопрос, то обязательно пошутил бы: «Зарплату». Безусловно, и это тоже, да. Но не только.
Среди артистов, например, часто можно встретить слегка пренебрежительное отношение к скетчкомам. У меня было 4 таких проекта. И я считаю, что это идеальная возможность тренироваться в своем мастерстве, потому что ты все время играешь разных людей — за день по 5-7 персонажей. Для них нужно придумывать и манеру речи, и взгляд, и походку, и мимику — все, все, все. Это мощный практикум.
- Слышала такое мнение, что работа в сериалах — это, скорее, не про искусство, а про заработок.
- Это не совсем так. Сериал сериалу рознь. То, что на телевидении и в кино платят больше, чем в театре, - это правда. Но, если работа базируется только на деньгах, может ничего не получиться.
Посмотрите «Отель Элеон» или «Кухню». Их делают люди, которые по-настоящему любят свою работу. За этими сериалами стоит огромный труд. Оператор, который снимает «Отель Элеон», Дима Грибанов, например, за каждый кадр борется. И это видно по картинке. А мы знаем много сериалов, где и картинки не очень, и со светом проблемы. Но не здесь. Этот сериал высочайшего качества. Это часть нашей жизни, к которой мы относимся абсолютно серьезно.
Дмитрий Нагиев, например, когда мы снимали «Кухню», всегда приходил с выученным текстом. Я ни разу не видел у него бумажек каких-то в руках. Мало того, у него всегда были придумки и заготовки. Он всегда импровизировал на площадке. Разве это про деньги? Нет, это про творчество!
- Вы сами отсматриваете сериальные продукты других производителей, в том числе зарубежных?
- Да, почти все крупные сериалы отсматриваю и стараюсь быть в курсе, что и где снимается. Все артисты следят за современными течениями в этом жанре и борьбой крупных производителей.
- Зарубежные сериалы очень популярны у нашей аудитории. Я полагаю, с ними сложно конкурировать?
- Американцы достигли уровня кино в сериалах. Посмотрите, кто у них снимается теперь в многосерийных фильмах: Аль Пачино, Мерил Стрип и так далее. Это уровень кинематографа, который позволяет потом получать призы на фестивалях и смотрах. Их любит весь мир. За зрителя борются качеством. И к нам, наконец, это тоже стало происходить.
На российские сериалы сейчас тратятся большие деньги. Появилось качество, и зритель сам пришел. Становятся все менее популярными эти мыльные оперы с плохими текстами, снятые кое-как. То же самое, кстати, относится к театру: антреприза, которая приедет с двумя табуретками, например, в Екатеринбург, уже не соберет публику. Зрителя теперь трудно обмануть.
© Интернет-журнал «Global City» Надежда Плотникова