– Что интересного на выставке увидит простой смертный?
– Это фактически первая выставка Родченко в Екатеринбурге. Здесь представлены самые знаковые работы периода его расцвета – двадцатые и начало тридцатых годов. Здесь широко представлена индустриальная тематика, она самая картинная для времени. На выставке много фотографий знаковой конструктивистской архитектуры, заводы, которые были в авангарде в советское время. На снимках показаны новшества, реалии времени – первая московская электростанция, радиовышка, Московская башня и многие интересные аспекты жизни того времени. И, конечно, фабрика-кухня (крупное механизированное предприятие общественного питания, получившее наспространение в 1920-1930-е годы в СССР, – прим. ред.), где люди централизованно принимали пищу; ведь это интересно и непривычно, когда основная человеческая поверхность была поставлена на поток.
– Александра Родченко считают одним из основоположников конструктивизма и родоначальником дизайна и рекламы в СССР. А в современном мире его работы актуальны?
– Когда говорят «фотография», сразу приходит на ум фамилия Родченко. Всегда интересно, когда за фамилией стоит изображение, когда понятно, о чем все говорят. Это не имя, это выставка, которая является частью истории. Работы Родченко могут послужить своеобразным мостиком, который позволяет окунуться в контекст времени, чтобы понять и осознать историю фотографии до него и после него, а также расширить контекст и расширить кругозор. Тем более, что сейчас фотография является одним из ведущих в плане распространенности видов искусства.
– В Москве есть школа фотографии и мультимедиа имени Родченко. Кто и как продолжает его традиции и как они находят отражение в творчестве других художников?
– Эта школа – часть музея. Многие ведущие приемы фотографии Родченко начал использовать одним из первых. Теперь они стали привычными для современного фотографа. Это резкие ракурсы снизу вверх или сверху вниз, это диагональная композиция, крупные планы и детали, вырванные из реальности, это кадрирование, когда видно только фрагменты. Эти приемы сейчас часто используются. Но если у Родченко это были основные приемы изображения современной ему реальности, то сейчас они используются в зависимости от целей, которые преследует каждый фотохудожник и от идей, которые ему бы хотелось воплотить.
– Что выделяет работы Родченко среди фотохудожников, работавших с технической натурой в 20-е годы и фотохудожников, работавших в данном направлении в принципе?
– Александр Родченко был не одинок, была целая группа «Октябрь». Но он максимально последовательно и звучно отразил собственный стиль, и при помощи этого стиля он показал современные ему новшества в реальности – новые процессы, явления, новые символы времени. Не каждый фотограф, даже работавший в похожем стиле, может сделать свою работу настолько звучно и со вкусом, как это сделал Родченко.
Кстати, посмотреть отчет с открытия выставки можно в нашем фоторепортаже.
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Чащухина