В этом году оперетта «Баядера» отметит свой 102 день рождения. Вот уже сто лет мюзикл композитора Имре Кальмана волнует и будоражит воображение режиссеров со всего мира. И это неудивительно – на сцене зажигательные номера сочетаются с проникновенными балладами, а магия Востока соседствует с антуражем парижской богемы. К культовому произведению решили обратиться и в Свердловской музкомедии. Именно «Баядерой» театр открывает свой 91-й сезон. Режиссером-постановщиком спектакля стал Филипп Разенков – художественный руководитель театра. Зрители могут знать его по таким мюзиклам, как: «Боккаччо», «Ты не прощайся» и «Купите пропуск в рай».
Действие развивается во Франции XX века. Главная героиня – Одетта – примадонна Парижского варьете. Ей рукоплещет весь европейский бомонд, и каждый мечтает провести хотя бы минутку в ее обществе. Однажды на спектакль, в котором Одетта играет главную роль, в качестве почетного гостя приходит восточный принц Раджами. Он влюбляется в прекрасную артистку и жаждет встречи, однако та не спешит отвечать на ухаживания – из-за замкнутого характера актриса почти никого к себе не подпускает. На пути к сердцу красавицы наследному принцу Лагора предстоит одолеть не одно препятствие, самое главное из которых – отринуть все политические и социальные перипетии.
В спектакле есть и другие немаловажные герои, которым принадлежат, пожалуй, самые яркие и запоминающиеся номера. Например, шоколадный фабрикант Луи-Филипп ла Туретт, его жена Мариэтта и тайно влюбленный в нее Наполеон Сен-Клош. Наблюдать за любовным треугольником – одно удовольствие, ведь именно в сценах с этими персонажами звучат искрометные шутки и исполняются танцевальные композиции. К слову, эти герои в спектакле как бы оттеняют Раджами и Одетту. В одном из интервью Филипп Разенков рассказывал, что главными двигателями в поступках Мариэтты, Наполеона и Луи-Филиппа являются эгоистичные желания – быть успешным, знаменитым или богатым. Именно эти цели ставят их в комическое положение.
Тут стоит сказать, что по своему стилю «Баядера» Свердловской музкомедии напоминает культовый фильм База Лурмана «Мулен Руж», в котором плотно сплелись танцы, музыка и индийские мотивы. Роскошь и размах спектакля отражается в костюмах – чего только стоит сцена, в которой Одетта перевоплощается в индийскую принцессу. Художником по костюмам выступала Татьяна Ногинова, работавшая в Мариинском театре. Она также неоднократно удостаивалась Национальной театральной премии «Золотая Маска» – за лучшую работу художника по костюмам в балетах «Золушка» С. Прокофьева (Пермский театр оперы и балета, 2017 год) и «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (Самарский театр оперы и балета, 2021 год). Каждый в «Баядере» – от главных героев до артистов балета – выглядит так, будто бы только сошел с модного журнала.
Восхищает и работа Максима Обрезкова – художника-постановщика. Декорации переносят зрителя то в богемный Париж, то в далекую Индию. Как конструктор, сцена разбирается и собирается, то становясь масштабной, то оставляя лишь маленький интимный уголок для двух влюбленных.
В целом, спектакль «Баядера» – это признание в любви. И к зрителям, и к искусству театра. По словам Филиппа Разенкова, мюзикл стал данью уважения истории Свердловской музкомедии и мастерам жанра оперетты. Любовь прослеживается в каждой сцене, каждом номере и улыбке актеров. Посмотреть на новое творение театра зрители смогут 8 и 9 сентября. Также показы пройдут 2 и 22 октября.
Напомним, ранее мы рассказывали про то, какие громкие премьеры ждут театралов Екатеринбурга в сентябре.
12+
Фото: предоставлено пресс-службой Свердловской музкомедии
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова