Scroll Down
 +1 °C ММВБ  $93.29   €99.56
  1. Обзоры
  2. Культура

Иммерсивные спектакли, перформансы и диалоги со зрителем: зачем Екатеринбургу Модный театр «Turdus»

10:17 4 апреля 2023
Искушенные театралы Екатеринбурга наверняка знают про Модный театр «Turdus». Спектакли труппы проходят в барах, музеях и клубах, а зрители на показах становятся непосредственными участниками действа. Одна из самых громких работ театра – постановка «Догвилль», основанная на одноименном фильме Ларса Фон Триера. Также в репертуаре есть спектакли по пьесам Вуди Аллена, мотивам сериала «Секс в большом городе» и жизни Александра Вертинского. Редакция Global City Екатеринбург решила узнать, как в уральской столице существует театр-кочевник, как ему удается сделать из клуба или ресторана сцену для спектакля и в чем кроется секрет успеха. Подробности – в нашем обзоре.
Иммерсивные спектакли, перформансы и диалоги со зрителем: зачем Екатеринбургу Модный театр «Turdus»
Фото: предоставлено пресс-службой театра

Как правило, любой грандиозный проект начинается с идеи, замысла создать что-то новое, отличное от уже существующих форматов и форм. С подобной задумкой из Екатеринбургского театрального института выпустилась Анастасия Нохова, которая не хотела посвящать свою жизнь и карьеру традиционному театру. Из позыва сделать в уральской столице что-то свое вырос первый проект – спектакль «Давай займемся сексом». К работе над постановкой Анастасия привлекла Артема Аксенова – своего друга и коллегу.

«Я такой человек – мне интересно что-то новое, современное. Меня редко можно удивить какими-то спектаклями по пьесам, написанным в 19 веке, когда их пытаются адаптировать под современность. Мне всегда хотелось что-то свое. Когда я училась в театральном, я всем говорила, что открою свой театр. Когда я закончила, сделала первый проект – спектакль «Давай займемся сексом» по пьесе Валентина Красногорова. К работе я привлекла Артема, и он стал работать как актер», – вспоминает Анастасия.

Проект просуществовал недолго – заниматься созданием спектаклей, продвижением и множеством других задач в одиночку оказалось тяжело. Однако идея создать в Екатеринбурге принципиально новый театр лишь укрепилась. Так, ей загорелся и Артем, который тоже начал ставить спектакли и собирать труппу. В постановках в качестве актрисы иногда выступала и Анастасия. Из творческого сотрудничества впоследствии вырос проект «Turdus» – модный театр, в репертуаре которого есть спектакли по фильмам культовых режиссеров и пьесам современных драматургов.

«Где-то года два назад я рассказала Артему о своих идеях, что я уже очень давно хочу поставить спектакль «Догвилль» по фильму Ларса Фон Триера. Он мне сказал: «Давай объединяться». Потому что по отдельности тяжело, а вместе проще. Так мы решили объединиться», – добавила Анастасия.

Откуда возникло название 

 

Когда в театре выбирали название, то обращались к теме полета – фантазии, смыслов, идей. Первым вариантом на рассмотрении было слово «Птица», но оно не прижилось. При этом название должно было передавать идею двойственности, сочетания мужского видения театра Артема и женского – Анастасии, и, конечно, понравится обоим основателям. Решили дождаться от Вселенной какого-нибудь знака, и она не заставила себя долго ждать. Однажды на улице Артем нашел раненного дрозда, забрал птицу домой и долго выхаживал от недуга. В этом чудесном спасении и в последствии обретении нового друга и увидели тот самый знак - пришла идея назвать театр «Дрозд». Правда, слово показалось не самым благозвучным и одна из актрис предложила перевести его на латынь.

«У нас есть актриса в театре, она знает латынь. И она предложила: «Давайте назовемся «Турдус». И как-то нам обоим это название сразу запало. Оно достаточно короткое, интересное, запоминающееся, где-то жесткое. Два слога как два крыла птицы, объединение темы полета и сочетания творческого видения обоих основателей», – рассказывают в театре.

К слову, дрозд до сих пор живет у Артема – благодарная птица прижилась и не хочет покидать свой новый дом.

«Мы не хотим ограничивать себя»: почему театр кочует по площадкам и сценам 

Показы спектаклей проходят в клубах, барах, ресторанах и музеях. Например, одна из самых громких постановок – «Догвилль» – создана специально под концертную площадку «Фабрика». В то же время сценой спектакля «Вертинский» неожиданно становится бар. В театре рассказывают, что отсутствие постоянного зала – это часть концепции. Таким образом показы могут проходить где угодно, а формат проекта может меняться от спектакля к спектаклю.

«Мы не хотим ограничивать себя постоянным залом. Нам нравится осваивать новые пространства, которые не могут себе позволить традиционные театры, и государственные в том числе. Это дает нам большое поле для творчества, чтобы мы могли сделать спектакль и в музейном пространстве, и в галерее, и на парковке, и в ресторане или баре», – отметил Артем Аксенов.

Конечно, площадка должна подкреплять сам спектакль. Например, постановка «История одного дома» проходит в Музейном клубе «Дом Агафуровых». Исторические стены, потолки, лепнина идеально вписались в концепцию спектакля – зрители путешествуют по зданию в наушниках и слушают историю дома, которую он будто бы рассказывает сам. Гостям также предлагают обратить внимание на свою «телесность» и ее проявление в заданном пространстве. В спектакль включены различные практики, направленные на заземление и поиск комфортного способа существования в этом месте и в это время.

«Спектаклем хочется сохранить такое пространство, привлечь к нему как можно больше людей. Чтобы они пришли в этот дом, узнали, что там есть музей. Спектакль привлек туда людей разного социального статуса. Мне кажется, в этом музее никогда столько людей не было», – рассказал Артем.

Также можно вспомнить спектакль «Гости». Это иммерсивный перформанс, действие которого разворачивается за счет беседы зрителей и актеров. Хозяин вечера – Артем Аксенов – на протяжении всего действия ведет диалог с гостями и рассуждает с ними на различные темы. Среди зрителей присутствует два перформера-эксперта, которые «направляют» разговор. Свои личности они не раскрывают до финальной части встречи. Для более глубокого погружения в беседу используются аудио и видеоматериалы.

«Такого себе традиционный театр не может позволить. Мне кажется, им неинтересно делать спектакли малых форм – там всего 15 человек, люди сидят за накрытым столом, передают друг другу еду. При этом это все срежиссированно и даже наделено терапевтическим эффектом. Люди пришли на спектакль-перформанс, но при этом они уходят обновленные, может, даже очищенные от чего-то, получившие новые эмоции. Те, которые они будут потом обсуждать после спектакля и рассказывать другим», – заключил Артем.

«Зритель становится соучастником»: как в театре создаются спектакли 

Формат иммерсивных спектаклей пользуется в мире большой популярностью. Даже в Москве и Санкт-Петербурге зрители давно привыкли к тому, что могут не только наблюдать за действием на сцене, но и принимать участие в сюжете. Однако для Екатеринбурга этот вид искусства долгое время был чем-то незнакомым. Приоткрыл завесу тайны для уральцев именно театр «Turdus». Сегодня жители столицы Урала могут приходить на спектакли театра и оказываться в фильме культового режиссера, за столом с изысканными блюдами и харизматичным ведущим или в сериале «Секс в большом городе».

Концепция театра также подразумевает работу с разными режиссерами. Например, постановкой «Догвилля» занимался Александр Вахов. Идея адаптировать фильм под спектакль в то же время принадлежит Анастасии Ноховой.

«Когда я думала делать свой проект в виде театра, я всегда хотела использовать разных актеров, локации. У нас с Артемом не одинаковый вкус, достаточно разные предпочтения. Мы всегда советуемся друг с другом, и если совпадаем – то делаем проект. Зовем разных режиссеров, поэтому один спектакль на другой бывает совсем не похож. Например, «Догвилль» и «Вуди Аллен» – это два противоположных проекта. Мне кажется, это здорово, потому что мы можем быть интересны любому зрителю», – отметила Анастасия.

Когда в театре приступают к созданию нового спектакля, то смотрят на глубину, актуальность темы, насколько это интересно и зрителям, и артистам. Также обращают внимание на современные тренды в индустрии. Работа над продумыванием и прорабатыванием постановки может идти несколько лет (как было, например, с «Догвиллем»). Процесс репетиций в то же время занимает месяцы. Однако тут возникают небольшие трудности – актеры труппы параллельно служат в других театрах Екатеринбурга. Например, есть артисты из «Живого театра», ТЮЗа, Центра современной драматургии и других. Поэтому собрать всех на репетицию зачастую бывает тяжело.

Вдохновение постановщики часто черпают из кинематографа. В театре признаются, что любят и ценят культовых режиссеров и их творчество. К тому же, создание спектакля, основанного на известном фильме, открывает перед зрителями новые возможности и эмоции – гости могут почувствовать себя героями картины. Таким образом, они становятся соучастниками.

«Здорово, когда кино может ожить. Ты можешь не просто посмотреть, но и поучаствовать в кино. Стать не зрителем, а соучастником. Иммерсивность это позволяет. Ты не наблюдаешь, ты участвуешь», – добавил Артем.

Возможно, в будущем театр поставит спектакль по фильму Стэнли Кубрика или Педро Альмодовара. Кроме того, после успеха постановки «Секс в большом баре» Артем и Анастасия задумались о том, чтобы сделать подобный проект уже с мужскими персонажами. Герои будут сидеть в баре и вести разговоры о женщинах, делиться своими мыслями.

Как в театре шьют костюмы 

В государственных театрах производством костюмов и декораций занимаются огромные цеха. В частном же эта задача ложится на плечи небольшого количества людей. В «Догвилле» подбором и закупкой костюмов занималась Анастасия Нохова, которая согласовывала их с режиссером. Впрочем, огромные цеха театру и не нужны – многие проекты решаются локально.

«В «Догвилле» саму идею придумал режиссер. Дальше все костюмы подбирала я. Искала, покупала, придумывала, компоновала. У меня есть образование стилиста, я себе что-то представляю по цветам. Я отправляла фото режиссеру, он согласовывал. Так и появились костюмы на 20 человек. На готовящуюся премьеру мы шьем костюмы, утверждаем эскизы и отдаем их швеям», – отметила Анастасия.

Визитная карточка 

В этом сезоне своей визитной карточкой театр считает спектакль «Догвилль». Масштабный проект и правда заслуживает внимания зрителей. Во-первых, он основан на культовом фильме великого режиссера. Во-вторых, интересна и сама форма – действие происходит в непосредственной близости со зрителями. Актеры находятся буквально на расстоянии вытянутой руки.

Действие разыгрывается в месте изначально не предназначенном для этого. В данном случае, в помещении клуба, который на один день превращается в городок Догвилль. Сцена – везде: зрительный зал – это дома героев, видеокамера – полноценный участник действия, экран помогает разглядеть мелкие детали и смену настроения на лицах актеров, а в середине спектакля в городок заезжает настоящий гангстерский автомобиль.

Театр сегодня 

 

В «Турдусе» признаются, что, когда театр только появился, зрители испытывали смешанные эмоции – новый, незнакомый формат взаимодействия с публикой шокировал и настораживал. Однако спустя несколько лет труппа сумела заслужить любовь и признание среди уральцев. Каждая новая постановка собирает в залах десятки заинтересованных зрителей.

Этой весной жители Екатеринбурга смогут посетить сразу несколько спектаклей. Например, 23-го и 29-го апреля ресторане «Булгур» пройдет иммерсивный перформанс за столом «Гости». 

© Интернет-журнал «Global City»

Подписывайтесь на наш VK, и читайте больше хороших новостей!
Спецпроект

Поделиться


16+