В 1986 году в СССР было принято решение провести эксперимент – создавать хозрасчетные театры-студии. Инициатива позволяла культурным учреждениям открывать для себя новые творческие, организационные и экономические условия функционирования. В частности, эксперимент предусматривал отмену репертуарных совещаний, актов приемки спектаклей, предварительной цензуры пьес. Ранее все эти пункты были необходимы. До 1987 года искусством считались спектакли государственных театров, но благодаря принятому «Положению о театре студии на бригадном (коллективном) подряде» творить на сцене смогли все желающие. Именно на этой волне свободы и творчества в Екатеринбурге появился Малый драматический театр «Театрон», созданием которого занялся Игорь Георгиевич Турышев.
«Я тогда только пришел из армии, и у меня было четыре друга – студенты театрального факультета Уральской государственной консерватории. Мы начали работать, но их учеба не позволяла это делать, и в итоге я остался один. Я написал объявление: «Малый драматический театр «Театрон» объявляет розыск лиц, причастных к театру», перечислил требования. Ко мне пришли 30 человек на прослушивание. Из этих 30 осталось 17. Потом их стало 11, и вот они остались на очень долгое время», – вспоминает Игорь Турышев.
За первый год работы «Театрон» сумел выпустить сразу 7 премьер, первым спектаклем стала постановка «Под одной крышей» по пьесе Людмилы Разумовской. В Екатеринбурге, как рассказывает художественный руководитель, сразу же заговорили про столь необычное явление. Зрительный зал был полон практически на каждом показе – люди сидели на местах, в проходах и даже на подоконниках.
«Мы в первый год состоялись как театр. Об этом сразу же заговорили, что вот есть некий феномен под названием «Театрон», который уже фактом своего существования заявил о себе в театральном пространстве», – добавил Игорь Турышев.
«Мы всегда были в небольших помещениях»: почему театр называется «малым»
За несколько десятков лет театр сменил четыре площадки – сначала располагался на улице Розы Люксембург, затем переехал на Мамина-Сибиряка, 85Б, после был вынужден показывать спектакли в Доме писателей (ул. Пушкина, 12). На сегодняшний день «Театрон» принимает зрителей в здании на Карла Либкнехта, 13. Из-за того, что каждое из помещений по размерам было довольно небольшим, театр решили назвать «малым». Конечно, отсутствие большого зрительного зала и внушительной сцены серьезно подрезает крылья и режиссерам, и художникам-декораторам. С другой же стороны зрители находятся в непосредственной близости с актерами, могут наслаждаться спектаклем на расстоянии вытянутой руки.
«Почему малый драматический театр? Потому что мы всегда были в маленьких помещениях, так сложилось по жизни. Раз я попал в такие условия, значит, надо адаптироваться. Это особый способ существования, особая мера доверительности к зрителю, потому что если зритель на вытянутой руке, то видно, как у актера ресничка от переживаний трясется. Мы работаем не на 500-местный зал, а это максимальная открытость, без кожи. Если слезы – то они не играются, а просто текут», – рассказывают в театре.
Для того, чтобы визуально расширить пространство, приходится использовать различные уловки. Например, в спектакле «Буря» по Шекспиру на сцене в качестве декораций используют 50 метров парашютного шелка. Ткань развевается сразу 11 вентиляторами. В театре признаются, что предпринимают определенные шаги для того, чтобы переехать на площадку побольше, однако это долгий и непростой процесс.
«Мы выживаем благодаря любви зрителей»: главные отличия частного театра от государственного
Главное отличие частного театра от государственного заключается в отсутствии финансирования. Средства в основном поступают от продажи билетов на спектакли, а также от системы негосударственных грантов. Отличается и процесс создания спектаклей. Например, в государственных театрах над костюмами и декорациями работают целые цеха. В «Театроне» же эти задачи ложатся на плечи совсем не большого количества людей.
«С костюмами и декорациями в частном театре также, как в государственном, просто все в десять раз меньше. Две швеи, два художника», – добавил Игорь Турышев.
Отсутствие государственного финансирования – большой вызов для театра, особенно в столь непростое время. В пандемию, когда были запрещены любые массовые мероприятия, «Театрон» столкнулся с небывалыми трудностями. На протяжении пяти месяцев труппе нельзя было даже просто репетировать в своем собственном здании. Соответственно, и денег от продажи билетов у театра не было. Выжить получилось только благодаря любви зрителей.
«Театр продолжает существовать благодаря любви. Любви зрителей, любви тех, кто здесь работает. В противном случае мы бы просто померли с голоду. В пандемию мы стали показывать спектакли на сцене в Литературном квартале. Все места были заняты, люди сидели на траве, им это было нужно. А потом нашу инициативу подхватили все театры Екатеринбурга», – вспоминает создатель театра.
«Театр нужен для очеловечивания»: как в «Театроне» создаются спектакли
В репертуаре театра есть постановки как по произведениям классических авторов, так и по пьесам современных драматургов. Игорь Турышев признается, что к нему регулярно обращаются молодые авторы – приносят материал для спектаклей. За неделю на почте может накопиться до 15 пьес.
«Пьеса должна во мне по-человечески как-то отозваться. Болью, восторгом. Мне важна мысль – зачем это повествование нужно зрителю, что я хочу от них добиться. Сейчас такое время – вокруг так много ненависти и разрушения, а театр воссоединяет людей, делает их лучше. После спектакля они понесут в себе этот маленький лучик счастья и захотят вернуться. Театр нужен для очеловечивания», – делится режиссер.
После того, как в театре определяются с материалом для будущего спектакля, режиссер вместе с актерами приступает к репетициям. К слову, артисты могут и сами участвовать в создании постановки – предлагать свое видение персонажа. Именно так – через взаимодействие и сотворчество – рождаются премьеры. В среднем спектакль создается на протяжении трех месяцев, однако бывают и исключения. Например, постановку «Ангелы любят вас» репетировали 9 месяцев.
Примечательно, что иногда в качестве режиссеров в «Театроне» выступают и актеры. Например, артист труппы Дмитрий Дерябин с 2019 года поставил на сцене театра сразу два спектакля – «Сквер», посвященный событиям 2019 года, и «Вальпургиева ночь» по пьесе Ерофеева.
«Ты, как руководитель театра, должен понимать, что репертуар должен быть разнообразным. Молодежи может быть интересна и классика, если она поставлена тем способом и уровнем мировосприятия, которое присуще сегодня молодому человеку. Должен быть баланс – комедии, трагедии, драмы. Он предполагает многообразие выбора», – добавил руководитель театра.
Визитная карточка театра
Визитных карточек у «Театрона» несколько. Во-первых, «Матросская тишина» по пьесе Александра Галича. После того, как в конце постановки гаснет свет, многие зрители не могут встать со своих мест и утирают слезы. Во-вторых, визитной карточкой театра Игорь Турышев назвал спектакль «Анна. Каренин».
«Это относительно новый спектакль. Я с момента премьеры констатирую, что этот спектакль зритель всегда будет воспринимать стоя. Мы поставили «Анну Каренину» не так, как ее ставят в других театрах, мы взяли совсем другой аспект, другой пласт. Я вижу, как много народу идет на этот спектакль», – заключил режиссер.
«Театрон» сегодня
На сегодняшний день театр продолжает успешно существовать в Екатеринбурге и регулярно радовать зрителей премьерами. Творческая свобода, сплоченность труппы, любовь зрителей и возможность заниматься любимым делом вопреки всему – пожалуй, вот основные секреты столь долгой истории.
В марте у уральцев будет возможность посмотреть спектакли, которыми гордится театр: «Буря» (16+) 17 марта, «Снегопад для Киры» (16+) 23 марта, «Анна. Каренин» (18+) 24 марта. В конце месяца на сцене «Театрона» пройдет премьера – труппа впервые покажет постановку «Золотой теленок» (16+) по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
Фото: пресс-служба театра, Полина Попова
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова