Екатеринбургский музей изобразительных искусств представляет выставку «Владелица Красного коня. Дар Казимиры Басевич музеям России», в которую вошли сокровища Третьяковской галереи — произведения Кузьмы Петрова-Водкина, бережно сохраненные собирательницей живописи Казимирой Басевич и великодушно подаренных галерее.
Этот проект – реконструкция собрания знаменитой ленинградской коллекции Каземиры Басевич (1898-1973), включающую несколько десятков произведений живописи, графики, скульптуры, а также избранные экспонаты декоративно-прикладного искусства и мебели из трех музейных собраний: Государственной Третьяковской галереи, Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Иркутского областного художественного музея имени Сукачева. Именно эти три музея за последние полвека получили в дар от семьи Басевич-Лотаревых уникальное собрание.
«Провинция», Б.М. Кустодиев, 1910. Картон, темпера
Особое место на выставке «Владелица Красного коня. Дар Казимиры Басевич музеям России» занимают работы Кузьмы Петрова-Водкина. Признанный шедевр «Купание красного коня» – главная гордость коллекции.
«Купание красного коня», К.С. Петров-Водкин. 1912 год. Холст, масло.
Долгое время картина находилась вне России и вне поля зрения искусствоведов. Шедевр был написан Кузьмой Петровым-Водкиным в 1912 году и стал этапной работой, принесшей художнику мировую известность. В 1914 году «Купание красного коня» вместе с другими работами была отправлена автором на «Балтийскую выставку» в швейцарский город Мальмё. Первая мировая, революция, гражданская война привели к тому, что картина долгое время оставалась в Швеции. Переговоры о возвращении живописного шедевра начались лишь после Второй мировой войны. В Россию «Купание красного коня» удалось вернуть в 1950 году вместе с десятком других работ. В 1953 году вдова художника Мария Федоровна уступила «Купание красного коня» известной собирательнице Казимире Басевич, которая передала картину в собрание Третьяковской галереи в 1961 году.
Вместе с легендарным полотном в коллекцию Басевич от вдовы живописца перешли «Портрет М.Ф. Петровой-Водкиной» (1913), пейзаж «На Дону» и другие работы, которые также вошли в экспозицию.
Казимира Басевич завещала Третьяковской галерее более двух десятков работ, но не хотела расставаться с ними при жизни. Согласно ее воле, в 1973 году наследница собирательницы, жительница Свердловская, племянница Казимиры Константиновны Галина Лотарева, передала Третьяковке семь завещанных произведений. А в 2017 году последняя часть дара была передана внучатой племянницей Басевич Рэной Лотаревой, профессором Уральской архитектурно-художественной академии. Рэна Михайловна передала все не упомянутые в завещании Казимиры Басевич произведения Екатеринбургскому музею изобразительных искусств, но, к сожалению, ушла из жизни в 2018 году, так и не дождавшись выставки, о которой мечтала и для создания которой так много сделала.
«Натюрморт с портретом В.В. Перцовой», К.А. Коровин. 1916. Холст, масло
Выставка «Владелица Красного коня. Дар Казимиры Басевич музеям России» представлена в музее ИЗО с 10 августа по 30 сентября 2018 года. Часы работы выставки: вторник-четверг – с 11:00 до 20:00, пятница-воскресенье – с 11:00 до 19:00, касса закрывается на час раньше, понедельник — выходной. Стоимость билетов от 100 до 250 рублей.
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Чащухина