Мы спросили у Марии, думалось ли ей тогда, пять лет назад, что эта экспансия на Урал обернется таким успехом? И сложно ли удерживать интерес публики на протяжении столь длительного времени?
- Когда проекту не один и не два года, а достаточно лет, чтобы считаться авторитетным, со временем все сложнее и сложнее не повторяться в том, что касается его содержания. Как вы решаете эту проблему? Или это не проблема для «Усадьбы Jazz»?
- Мы постоянно экспериментируем, интегрируем в наш фестиваль самых разных творческих людей. В один год у нас есть поэтическая площадка, в другой мы показываем на фестивале фильмы про музыку, в третий создаем пространство для медитации и занятий йогой под соответствующую музыку. Одновременно с этим, мне кажется, что люди и приходят к нам каждый год, потому что примерно представляют, чего ждать от «Усадьбы Jazz». Это дружелюбная атмосфера, человеческое отношение к каждому посетителю. И любимые музыканты. Если во всех городах, где проводится «Усадьба», люди замечательно принимают Нино Катамадзе с группой Insight, почему мы должны лишать их этого удовольствия?
Фестиваль «Усадьба Jazz» в Екатеринбурге, 2016 год
- Сейчас «Усадьба» проходит в пяти городах России. И это, по всей видимости, не предел. Куда дальше? И где конечная цель?
- Мы все время ищем и оцениваем новые места, где можно было бы провести «Усадьбу Jazz». Мы видим, как наш фестиваль наполняет энергией и помогает развивать старинные архитектурные пространства, такие как усадьба Архангельское в Москве, замок Ольденбургских в Рамоне под Воронежем, усадьба Харитоновых-Расторгуевых в Екатеринбурге, Елагиноостровский дворец в Санкт-Петербурге. Замечательных усадеб по всей России не счесть. Было бы здорово сделать фестиваль на юге, в курортном или винодельческом районе. Владивосток, Уфа, города русского Севера, вроде Архангельска или Петрозаводска, – список мест, где мы хотели бы провести фестиваль можно продолжать очень долго. С этой точки зрения конечной точки нашего развития не видно. Но все упирается в развитость инфраструктуры, экономики, заинтересованности местных чиновников, способных увидеть в музыкальном фестивале серьезный экономический драйвер. А между тем, во многих городах Европы или Америки это именно так. Фестивали привлекают туристов, инвестиции, развивают местный малый и средний бизнес, обладают мощным образовательным эффектом не только в сфере культуры.
- Во многом то, состоится фестиваль или нет, зависит от того, насколько успешно организаторы занимаются фандрайзингом. Мы видим, что у вас это отлично получается. Есть секрет успеха?
- Если переводить разговор в материальную плоскость, у нас очень понятный с точки зрения идеи и аудитории проект. Наша аудитория чуть более возрастная, чем у других летних фестивалей, – в основном это экономически активные и обеспеченные люди, зачастую это семьи в нескольких поколениях с хорошим вкусом, высоко ценящие комфорт и знающие себе цену. С точки зрения многих компаний, это идеальные потребители.
- Когда делаешь большой проект из года в год, в какой-то момент неминуемо возникает внутреннее ощущение выгорания. Вы уже прошли через это?
- Энергетика, которую получаешь от каждого фестиваля, настолько мощная, что о выгорании даже речи не идет. Это, наверное, своего рода зависимость. То, что происходит между музыкантами и слушателями во время хорошего концерта, не купишь ни за какие деньги. Это энергетический обмен, который сложно описать, – настоящая магия, ради которой мы работаем уже 15-й год, и, надеюсь, будем работать еще очень долго. У нас молодая команда единомышленников, влюбленных именно в эту волшебную фестивальную атмосферу, и каждый год нас становится еще больше
- «Усадьба Jazz» проходит летом – в период, когда принято больше отдыхать и посвящать время развлечениям, удовольствиям. Вы же работаете в этот период наиболее напряженно. Можете описать в двух словах свое эмоциональное состояние летом?
- Это разрядка после полугода напряженной работы в офисе. Одним из важнейших факторов многолетнего успеха «Усадьбы Jazz» является то, что мы делаем этот фестиваль не в последнюю очередь для себя. Мы, так же как зрители, получаем огромное удовольствие от музыки, атмосферы, к которым добавляется чувство гордости за результат. Так что лето забирает очень много энергии, но отдает в несколько раз больше.
- Меняется ли с годами миссия фестиваля? И в чем она заключается сегодня?
- Миссия остается неизменной. Мы создаем пространство творческой энергии, объединяем людей с разными политическими и религиозными убеждениями, взглядами, знакомим их друг с другом, с новой мировой музыкой, с интересными и модными музыкальными веяниями. Миссию диктует нам сама жизнь: слишком высок уровень разобщенности, агрессивности, нервозности. Нам отчаянно нужны какие-то точки соприкосновения – «Усадьба Jazz» одна из них. В Год экологии мы делаем акцент не только на экологичном отношении к окружающему миру, но и к окружающим нас людям, к самим себе, и конечно, привозим особенную музыкальную программу.
Фестиваль «Усадьба Jazz» в Екатеринбурге, 2016 год
- Бывает такое лето, когда главным хедлайнером всех фестивалей становится дождь. И тогда надо, видимо, либо смириться с этим, либо что-то делать. Какой подход вам ближе? Ведь от погоды зависит и финансовый успех фестиваля.
- С дождем что-то поделать сложно: можно только раздавать зрителям дождевики и зонты, что мы иногда практикуем. На самом деле, дождь является критическим фактором для музыкальных фестивалей только в России. Посмотрите на Великобританию, на страны континентальной Европы: посетителей крупных фестивалей никакой дождь не останавливает. Они понимают, что эмоции от концерта любимого артиста, общения, фестивальной атмосферы важнее и ярче. Хотелось бы, чтобы такое понимание возникло и у людей в России.
- От чего на «Усадьбе Jazz» вы получаете самое большое удовольствие?
- От того, что получается, пусть и на короткий момент, объединить очень разных людей, которые обмениваются между собой положительной энергией. Создать атмосферу сопереживания и сотворчества. Этот невероятный поток единения тысяч людей - самое большое удовольствие и настоящее счастье.
© Интернет-журнал «Global City» Надежда Плотникова