«История Екатеринбурга на страницах книг» – коллаборация Global City и библиотеки им. В. Г. Белинского: мы объединились, чтобы рассказать о неизвестной истории Екатеринбурга накануне его 300-летия. Главное, все факты, о которых пойдет речь, имеют подтверждение на страницах книг из фонда библиотеки им. В. Г. Белинского. Сегодня мы открываем альбом-исследование «Усадьба Железнова» серии «Национальное достояние России».
Призрак дома из красного кирпича
Название усадьбы появилось в информационном поле недавно. В октябре 2023 года аналитики сервиса путешествий составили рейтинг самых известных призраков России. Удивительно, но в него попала не усадьба Расторгуевых-Харитоновых, о которой в городе ходит множество легенд, а дом Железнова, расположенный по адресу: ул. Розы Люксембург, 56. Согласно городской легенде, Алексей Железнов проживал в усадьбе со своей женой и детьми. Ничего не предвещало беды, семья была счастлива. Но один поход в театр изменил судьбу всех героев. Супруге Железнова стало плохо. Она скончалась прямо в городском театре. В этот момент давали спектакль «Ромео и Джульетта». С тех пор призрак Железновой поселился в доме. Конечно, это всего лишь городская легенда. Если бы ее авторы знали историю дома, то, возможно, легенда заиграла бы новыми красками. Ведь в эклектичной усадьбе из красного кирпича, построенной в русском стиле с элементами барокко, рококо и модерна, было три хозяина. Купец Алексей Железнов не был заказчиком проекта, а поселился в особняке спустя 10 лет после завершения строительства. За десять лет произошло много событий, и каждое может стать городской легендой.
Первый хозяин усадьбы: обманутый купец
В конце XIX века в Екатеринбурге проживало 37 тыс человек (такие данные приводят Кузьмин А.А., Оруджиева А.Г. в статье «Историко-демографический портрет Екатеринбурга», размешенной в газете «Известия Уральского государственного университета», 1998 год, №9). Можно сказать, что практически все жители города знали друг друга в лицо. Обеспеченные и высокопоставленные екатеринбуржцы имели возможность жить в центре города и строить особняки, нанимая архитекторов. Поэтому и усадьба, известная сегодня как дом Железнова, была построена не «простым» человеком, а купцом 1-й гильдии Константином Васильевичем Харитоновым (купцы делились на три гильдии, в зависимости от капитала, где 1-я гильдия – самый большой капитал; гильдия влияла на возможности купцов, например, купцы 1-й гильдии могли вести торговлю с другими странами и открывать заводы, а купцы 3-й гильдии вели мелкую торговлю или занимались ремеслами). Отметим, что это не тот Харитонов, в честь которого названа усадьба Расторгуевых-Харитоновых и Харитоновский парк. События с усадьбой Железнова происходили на 60 лет позднее событий, развивающихся вокруг дворца Расторгуевых-Харитоновых, о которых можно прочитать тут.
Улица Розы Люксембург в XIX веке называлась Златоустовской улицей. Строения под номером 56 и 58 на этой улице принадлежали купцу Харитонову. Свое состояние купец 1-й гильдии сколотил на золотодобыче. В 1880-е Харитонов отошел от дел и практически поселился в усадьбе.
«Любые визитеры, в том числе явившиеся по делу, обязательно проходили через долгую процедуру подробных расспросов о личности посетителя и целях посещения. После окончания процедуры допроса многим визитерам в доступе внутрь харитоновских владений категорически отказывалось. Подобное поведение домовладельца объяснялось его маниакальной подозрительностью, которая с возрастом все более усугублялась. Потеря зрения еще более усилила подозрительность Харитонова», – цитата из альбома.
Проблемы свалились на купца в конце 1880-х годов. Предприниматели начали требовать от него оплату по векселям, на которых стояла его подпись. Харитонов обладал плохим зрением, но не жаловался на память, поэтому понимал, что его подставили. В ходе разбирательств выяснилось, что супруга Константина Харитонова увлеклась благотворительностью. Собственные средства у нее быстро закончились, поэтому она стала совершать подлоги, давая на подпись мужу векселя, обманным путем получая деньги. Купец не выдержал такого удара. Его не стало в 1890-м году. Следствие над супругой Харитонова продолжалось до 1892 года, а усадьбу продали на аукционе примерно в это же время.
«Между смертью Константина Васильевича и высылкой Александры Козьмовны (жена купца Харитонова) над харитоновскими владениями на Златоустовской улице пронеслось немало бурь, результатом которых стал переход всей территории усадьбы вместе с деревянными домами № 56 и 58 к новому владельцу – потомственному почетному гражданину Алексею Никитичу Казанцеву, который на Урале был известен как преуспевающий присяжный поверенный (адвокат) и активный общественный деятель», – цитата из альбома.
Второй хозяин усадьбы: красный терем мецената
Новый владелец усадьбы решил кардинально изменить ее и снес все постройки, принадлежащие ранее Харитоновым. Для разработки проекта пригласили архитектора Александра Турчевича. Он предложил построить особняк, напоминающий внешне древнерусский терем. Строение было готово к 1895 году, но как и предыдущий владелец усадьбы, новый хозяин недолго жил в своих владениях.
Алексей Казанцев многое сделал для Екатеринбурга того периода и оставил след в истории как меценат. Добившись уважения и положения в городе собственным умом и трудом, он повлиял на развитие образовательных учреждений города, часто спонсируя их своими средствами, показывая пример другим благотворителям.
Род Казанцевых был известен в Екатеринбурге с начала XIX века, а если вспомнить, что в городе тогда проживало 37 тыс человек, то купцов Казанцевых точно знал каждый горожанин. История семьи Казанцевых начинается от купца 3-й гильдии Фомы Федотовича Казанцева, который также занимал пост бургомистра городского магистрата и являлся старшиной старообрядческой общины.
Алексей Казанцев, второй владелец усадьбы, оставшись в детстве сиротой, сумел получить образование в Московском университете. Затем отправился работать в Московский судебный округ и дослужился до судебного следователя при Пермской палате уголовного и гражданского суда. Алексей Казанцев несколько раз переизбирался в мировые судьи и был в составе попечительских советов учебных заведений Екатеринбурга.
«В 1872 году Алексей Никитич, выйдя в отставку, устроился секретарем екатеринбургской городской думы. Возвращение молодого юриста в родные пенаты получилось почти триумфальным: недолгая секретарская работа была заменена постом председателя Екатеринбургской уездной земской управы… Особое внимание Казанцев уделял сфере народного образования. Он сделал очень многое для увеличения в Екатеринбургском уезде сети учебных заведений и для улучшения их финансирования. Особенно настойчиво Казанцев добивался выделения средств на стипендии жителям уезда, желающим получить образование в столичных или провинциальных вузах», – цитата из альбома.
Новый владелец усадьбы также, как предыдущий, поселился в ней на закате своей жизни. Врачи порекомендовали Алексею Казанцеву закончить с общественной деятельностью и поберечь свое здоровье. В середине 1890-х годов он переехал в кирпичный терем. После смерти Казанцева в особняке до 1905 года проживала его семья.
Третий хозяин усадьбы: приезжий предприниматель, ставший уральцем
В середине XIX века на Урал потянулись предприниматели с разных концов Российской империи, включая иностранцев. Одни приезжали на время, совершая инспекторские проверки, другие задерживались надолго. Так произошло с Алексеем Железновым, который приехал в Екатеринбург в 1905 году. Он возглавлял Уральское и Западно-Сибирское отделение акционерного общества «Б. И. Виннер» – предприятие, занимающееся производством динамита. Железнов увидел в Екатеринбурге отличные перспективы для развития компании. На Урале было множество железных и медных рудников, в работе с которыми можно было использовать динамит, а уже действовавшая железная дорога открывала логистические перспективы пороховому заводу.
О том, что Алексей Железнов поселился в усадьбе из красного кирпича стало известно благодаря городским воришкам и газете «Урал», на страницах которой в ноябре 1905 года появилась заметка:
«На днях из дома А. А. Железнова, находящегося на Златоустовской улице, из запертой прихожей совершена кража. Украдены принадлежащие купцу С. Я. Андрееву драповое на хорьковом меху пальто с бобровым воротником, стоящее 250 рублей, и принадлежащие г. Железнову пальто в 30 рублей и дамское пальто в 150 рублей».
Алексей Железнов стал уральцем не по своему происхождению, а по роду своей деятельности. Он активно развивал пороховой завод, давая объявления в газету. Нижнетагильский медный рудник в своей работе использовал материалы с фирмы Л. Э. Нобеля, которые часто давали осечки. Используя это в своих интересах, Железнов активно продвигал продукцию завода Виннера.
Жизнь семьи Железновых в усадьбе была наполнена трудностями. В 1914 году не стало супруги Алексея Железнова. Один из его четырех сыновей – Борис – вступил в партию эссеров, а в 1915 году его арестовали за организацию эссеровского заговора.
«Не успел Алексей Афиногенович пережить арест сына, как грянула новая напасть: его дом на Златоустовской улице был занят Ассоциацией Анархистов Урала. Пресса сообщила по этому поводу: «1 марта Ассоциация Анархистов Урала заняла дом гражданина Железнова на Златоустовской улице, Тотчас же после занятия над домом выкинуто знамя анархистов и перевезено оружие и прочее имущество. В занятом доме анархисты устраивают свое бюро, читальню и клуб», – цитата из альбома.
Железновы уехали из Екатеринбурга примерно в 1918 году, когда началась Гражданская война. Позже сыновья Железнова вернутся в город, но не будут иметь отношение к усадьбе из красного кирпича, построенной в псевдорусскм стиле.
Усадьба без хозяина: главные часы страны
«Уже в 1919 году бывшая железновская усадьба была передана в ведение органов народного образования. 11 августа 1919 года в доме № 56 на Златоустовской улице состоялось собрание преподавателей средних учебных заведений», – цитата из альбома.
История усадьбы, оставшейся без хозяина, не менее интересна. Несколько лет после Гражданской войны в ней работала школа для детей с особенностями развития: первый этаж занимала школа, на втором этаже жили педагоги.
Во время Великой Отечественной войны в усадьбе разместили эвакуированный из Москвы астрономический институт им. П. К. Штернберга. В подвале дома оборудовали часы, по которым определяли точное время для всей страны.
«<…> самым важным отделом института в годы войны была Служба точного времени. Железновский особняк оказался идеальным местом для размещения оборудования Службы, особенно для специальных хронометров. Строгим условиям ее функционирования отвечали большие сухие подвалы, толстые (до полутора метров) стены и отсутствие поблизости маршрутов рельсового транспорта. 7 ноября 1941 г заведующий службой профессор Митрофан Степанович Зверев и его сотрудники начали передачу сигналов точного времени из Свердловска», – цитата из альбома.
В послевоенные годы здание снова перешло в распоряжение Областного отдела народного образования. В 1976 году особняк получил статус памятника архитектуры и стал охранятся государством. В 1989 году в особняке разметили Институт истории и археологии Уральского отделения АН СССР., который съехал оттуда в 2013 году.
Усадьба Железнова сегодня
Усадьбу Железнова к 2024 году планировали превратить в бутик-отель и ресторан. Работы должны были вестись по концессионному соглашению между государством и инвестором. Планировалось провести реконструкцию здания, так как в нем сохранились предметы, представляющие культурную ценность. Например, печи со штукатурной отделкой, исторические двери, элементы декоративной отделки. Недостающие элементы должны были восстановить. На данный момент усадьба не функционирует по намеченному плану. В паспорте объекта говорится, что сейчас ведется реконструкция усадьбы. Она началась в III квартале 2022 года. Окончание работ запланировано на IV квартал 2023 года.
Несмотря на то, что усадьба Железнова недоступна для посещения горожан, она привлекает как местных жителей, так туристов. Кроме этого, на ее фоне устраивают стилизованные фотосессии.
Прочитать альбом-исследование «Усадьба Железнова» можно в библиотеке им. Белинского: Усадьба Железнова. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2009. – 96 с.: ил.. (сер. «Национальное достояние России»).
63.3(2)
У74
В2298712
Фото: пресс-служба библиотеки имени В.Г. Белинского; Global City / Светлана Цыганова
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Цыганова, Ирина Хандогина