«История Екатеринбурга на страницах книг» – коллаборация Global City и библиотеки им. В. Г. Белинского: мы объединились, чтобы рассказать о неизвестной истории Екатеринбурга накануне его 300-летия. Главное, все факты, о которых пойдет речь, имеют подтверждение на страницах книг из фонда библиотеки им. В. Г. Белинского. Сегодня мы открываем книгу «Дворец Расторгуевых-Харитоновых» (Слукин В. М). Альбом-исследование профессора Уральской государственной архитектурно-художественной академии рассказывает об одном из самых загадочных дворцов Екатеринбурга – памятнике истории и культуры федерального значения, о мифологии места, об архитектурных особенностях дворцового комплекса, о создателях и людях, связанных с его историей, а также о подземельях, вокруг которых скопилось множество мифов и легенд.
История и мифы Вознесенской горки
Рассказ про усадьбу Расторгуевых-Харитоновых стоит начать со времен основания города. Екатеринбург давно вышел за границы усадьбы, но когда-то именно здесь заканчивались его границы. В XVIII-XIX веках значимые городские сооружения возводили на возвышенностях. Рельеф в Екатеринбурге оказался довольно ровным, было лишь несколько небольших горок. Одной из них стала территория, которую сегодня горожане называют Вознесенской горкой. Именно здесь один из основателей Екатеринбурга Василий Татищев построил свою резиденцию.
«Зимой 1735 – 1736 годов Татищев уже жил в своем Загородном командирском доме <…> Загородный дом стали называть Генеральским. И горка из Безымянной превратилась в Генеральскую. После отъезда В. Н. Татищева из Екатеринбурга, в доме находились разные службы», – пишет в книге «Дворец Расторгуевых-Харитоновых» Всеволод Слукин.
На фото: основатели Екатеринбурга В. Татищев и Г. де Геннин
Вскоре Василий Татищев уехал из Екатеринбурга, а в его резиденции стали обитать различные городские службы. Тем временем генеральский дом мешал Екатеринбургу расти в северном направлении. Здесь планировали проложить проспект, который связал бы город с Верхотурским трактом. Именно поэтому резиденцию Татищева пришлось снести, чтобы через центр Екатеринбурга прошел проспект. Таким образом, место на горке вошло в историю, и это первая причина, по которой локация стала популярной у обеспеченных екатеринбуржцев.
На месте снесенного дома построили храм, пишет в своей книге Всеволод Слукин. Правда, с храмом связаны некоторые легенды, которые до сих пор можно услышать в Екатеринбурге. Так, профессор говорит, что в то время церкви строили в энергетических центрах, на месте капищ (прим ред. – место, где устанавливали идолы языческих богов). Расположение на горке для церкви было не самым удачным, поэтому автор предполагает, что локация была выбрана именно из-за языческого святилища.
«Ставя храмы на месте капищ и идолищ, православие с одной стороны, подавляло языческие инстинкты, а с другой, обращало энергию в свою пользу. Возможно, храм, поставленный на крутом склоне, на неудобном месте, и располагался алтарной частью именно на месте древнего языческого святилища. Легенды настойчиво говорят о существовании такого святилища», – пишет Слукин.
Так появилась вторая причина, по которой место стало пользоваться популярностью у горожан, ведь церкви становились точками притяжения большого количества местных жителей, а также приезжих.
Лев Расторгуев и его дворец
Сегодня усадьбу в центре Екатеринбурга (ул. Карла Либкнехта, 44, корп. 7) называют по-разному: Харитоновский парк, Дворец Расторгуева-Харитонова, Усадьба Расторгуевых-Харитоновых и так далее. История же говорит нам о том, что основателем здания, которое является образцом купеческой усадьбы первой половины XIX века, является Лев Расторгуев – личность интересная и неоднозначная.
Фото: книга Слукин В. М. «Дворец Расторгуевых-Харитоновых»
«Лев Иванович Расторгуев жил в городе Вольске, служил сначала сидельцем в лавке Василия Алексеевича Злобина, а потом стал комиссионером по делам хозяина – организатором торговли «питейных сборов» во всей округе. Через некоторое время Злобин получил питейный откуп в Екатеринбурге, а затем во всей Пермской губернии», – пишет Всеволод Слукин.
Расторгуева и Злобина связывали не только рабочие и дружеские отношения. Оба являлись старообрядцами. Представители российской власти по-разному относились к старообрядцам: одни пытались искоренить это течение, другие же закрывали глаза на представителей раскольничества. Но такое отношение верхов повлияло на сплочение старообрядцев, которые стояли горой друг за друга. Этот факт лег в основу одной из легенд, о которой будет рассказано ниже.
Дела у купца шли в гору, и со временем Лев Расторгуев приобрел у Демидовых несколько заводов: Шемашинский, Каслинский и Кыштымский. А уже в 1785 года Лев Иванович Расторгуев вошел в сословие «именитых граждан Екатеринбурга».
«Все эти приобретения составили Кыштымский горный округ, в котором вместе с промышленными предприятиями Л. И. Расторгуеву стали принадлежать прилегающие села, деревни, речные пристани. Но на этом Лев Иванович не остановился и стал золотопромышленником. Незадолго до своей смерти он приобрел знаменитые золотые Соймоновские прииски, которые потом стали в известной степени основой денежного благополучия семей его наследников», – рассказывает профессор в своей книге.
Фото: книга Слукин В. М. «Дворец Расторгуевых-Харитоновых»
В декабре 1798 года Расторгуев приобрел недостроенный с 1794 года дом губернского секретаря С. И. Исакова на Вознесенской горке. Историки сходятся во мнении, что купец с самого начала не планировал достраивать этот дом, а мечтал построить для себя огромную усадьбу, в том числе на зависть местной знати.
«К 1814 году на Вознесенской горке появилось еще два дома: один одноэтажный – «в подгорную сторону», другой – позади главного дома, с двумя половинами, одноэтажной и двухэтажной, построенной, как называли строители, глаголем». И, конечно, появились строения служб, погребов и «ранжерей», – пишет Слукин.
Таинственный архитектор и легенды усадьбы
До сих пор ведутся споры о том, кто же строил дворец для купца. С одной стороны, профессор Всеволод Слукин нашел информацию о том, что здание строил итальянский архитектор Томмазо Адамини. Подтверждение этому – книга «Итальянские мастера искусства в России. Архитекторы в Москве и провинции» исследователя Этторе Ло Гато, изданная на итальянском языке в Милане в 1990 году. В ней опубликован снимок усадьбы с подписью: «Дворец в Екатеринбурге. Томмазо Адамини». С другой стороны, других исторических документов, подтверждающих эту версию, не обнаружено. Также ученым не удалось найти записи, которые говорили бы об авторе проекта. Именно этот факт позволил появиться легенде.
Легенда гласит, что в тобольском остроге Лев Расторгуев отыскал архитектора. Купец пообещал несчастному освобождение и полную свободу после завершения строительства своей усадьбы. Когда работа над проектом была завершена, заключенный не увидел обещанного. Архитектор вернулся в тюрьму, где в скором времени скончался, проклиная купца. Его смерть стала наказанием для всей семьи Расторгуевых – во дворце не был счастлив ни один из членов династии. Но, это всего лишь легенда, которая выросла из-за отсутствия подтвержденных фактов и достаточного количества информации.
Фото: книга Слукин В. М. «Дворец Расторгуевых-Харитоновых»
Строительство усадьбы велось на протяжении нескольких десятилетий. Она представляет собой архитектурный ансамбль в стиле классицизма, состоящий из главного корпуса и нескольких сооружений рядом с ним. Со временем во дворе усадьбы разбили парк. В нем появилось озеро и ротонда.
Еще одна легенда связана с архитектурной композицией усадьбы. Под землей Расторгуев проложил подземные ходы, которые в разные времена пытались отыскать исследователи.
«На Урале обилие подземелий приписывалось старообрядцам. Над ними постоянно висела угроза: нет-нет да и по распоряжению властей в уральские городки наезжали инспекторы и контролеры с проверками состава работающих и приказывали арестовывать, выселять ревнителей древней веры, громить их намоленные пристанища. Чтобы как-то избежать произвола властей, и понадобилось устройство потаенных, большей частью, подземных укрытий», – пишет Всеволод Слукин.
Как было сказано ранее, Лев Расторгуев был старообрядцем, причем довольно строго соблюдал все обряды. Сам купец вел здоровый образ жизни и не позволял окружающим нарушать свои правила. В подземельях своей усадьбе он принимал раскольников, которые проводили богослужение. По подземным ходам они могли мгновенно скрыться от преследования, пишет в своей книге профессор.
«Чекисты проникли в подвалы и при обследовании облицовка показалась им в одном месте подозрительной. Постучали – отозвалась пустота. Участок стены разобрали и увидели… нет, не золотые слитки и монеты, а… винный склад. Пройдя по всем подвальным, доступным для проникновения, помещениям, чекисты обнаружили старинные ржавые цепи, железные ошейники, какие-то инструменты, похожие на пыточные», – цитата из книги.
Другая легенда говорит о том, что подземные ходы связывали Расторгуевский дом с домом Ипатьевых. Николай II и царская семья могли скрыться от преследователей по этим подземельям, а затем покинуть страну. Но эта легенда не подтверждается фактами.
Петр Харитонов и его сад
Петр Харитонов был сыном купца Якова Харитонова, и составил прекрасную партию для старшей дочери Расторгуева – Марии в 1816 году. Младшую – Екатерину – выдали замуж за Александра Зотова, сына управляющего Верх-Исетским заводом. Эти браки укрепили связи семьи Расторгуевых и создали деловой клан, который некоторое время контролировал предпринимательскую деятельности Екатеринбурга.
«Заслуга Петра Яковлевича Харитонова в деле дворцового строительства была в том, что при нем главный дом был соединен с бельведером вставкой, выполненной по проекту М. П. Малахова. И главное, было спроектировано и осуществлено полное устройство сада в английском стиле. Сад и получил свое поныне действующее название «Харитоновский», – пишет Всеволод Слукин в книге «Дворец Расторгуевых-Харитоновых».
Фото: книга Слукин В. М. «Дворец Расторгуевых-Харитоновых»
Новобрачные перебрались во дворец, построенный Львом Расторгуевым. Здесь устраивались балы и званые обеды с музыкой и весельем. Это тоже порождало слухи в городской среде, но располагало знать. В 1826 году Петр Харитонов стал главой Екатеринбурга.
«Самую краткую, самую точную и самую впечатляющую оценку дал ансамблю Расторгуева-Харитонова император Александр I Благословенный, который посетил Екатеринбург в 1824 году и несколько дней жил в этих хоромах. Он сказал: «Этот дом – настоящий дворец». А уж император знал толк во дворцах», – пишет профессор.
Со временем в дом стали переселяться родственники с обоих сторон. Одновременно в нем проживало около ста человек.
Фото: книга Слукин В. М. «Дворец Расторгуевых-Харитновых»
Усадебному парку уделялось большое внимание. В нем высадили лиственницы и липы, разбили цветники. Территория парка была разделена на две части: английскую и французскую. Парковый пруд немного изменился со времен основания. Раньше он был разделен на две части. Профессор Всеволод Слукин сообщает, что некоторые деревья в парке сохранились со времен его основания. Кстати, городские власти вынудили семью Харитоновых открыть парк для общественности, поэтому его можно было посещать всем желающим.
Конец династии
Лев Расторгуев скончался от инфаркта в 1823 году. В этот год на его заводах вспыхнуло крестьянское восстание, которое стало одним из самых крупных на Урале в XIX веке. Рабочие жаловались на низкие зарплаты и жестокое обращение. События сильно сказались на здоровье купца, сердце которого не выдержало.
Петр Харитонов вместе с Григорием Зотовым (прим ред. свекром младшей дочери Расторгуева) стали фигурантами скандального дела, вылившегося в ссылку. На Урале стала падать добыча золота. Расследование показало, что была организована сеть перекупщиков, которые сплавляли драгоценный металл в Среднюю Азию. Аресту подверглись 500 человек, а Зотова и Харитонова сослали в Финляндию. Первого, в том числе, за жестокое обращение с рабочими.
«Сам император, следивший за событиями на Урале, в конце концов, вынес свой вердикт – выслать Г. Ф. Зотова и П. Я. Харитонова с Урала в Финляндии. Для поселения был выбран город Кексгольм. Желание Николя I ослабить старообрядческое общество сбылось», – цитата из книги Слукина.
Семьи, живущие в усадьбе Расторгуева, постепенно покинули ее. Сад начал ветшать и захламляться, дворец пришел в упадок.
Усадьба Расторгуевых-Харитоновых сегодня
В начале XX века в усадьбе размещался Урало-Сибирский коммунистический университет, а в 1935 году дворец передали детям. Здесь открылся Дворец пионеров и школьников.
«Наконец, городские власти тогдашнего Свердловска решили передать великолепный Дворец детям. Разговоры об этом со всей серьезностью начались еще в 1935 году, но окончательно с составлением всех передаточных документов Дворец вместе с садом-парком был передан 17 января 1936 года в бессрочное пользование», – заключил Слукин.
Сегодня Дворец пионеров имеет другое название – Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Харитоновский парк по-прежнему открыт для горожан. Здесь часто устраивают фотосессии молодожены, так как архитектура XIX века и ротонда отлично сочетаются с белоснежными платьями невест. Кроме этого, гуляя по парку, можно узнать что-то новое о флоре и фауне Екатеринбурга: по всей территории сада размещены таблички с указанием птиц и растений сада.
В заключении хочется привести цитату, которой поделился автор книги «Дворец Расторгуевых-Харитоновых». Она очень четко передает чувства горожан, которые побывали в Харитоновском парке. Через слова писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка можно прочувствовать не только любовь екатеринбуржцев к своему городу, но и характер уральцев.
«Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк уезжал из Екатеринбурга. Навсегда. Поезд отошел от вокзального здания, столь примечательного своей архитектурой, и медленно поплыл, оставляя позади пеструю толпу, заполнившую вокзальную площадь. Писатель смотрел в окно, размышляя о том, что он в последний раз любуется великолепной панорамой домов, церквей, садов этого города «заброшенного на рубеж между Европой и Азией». Потом уральский писатель, классик русской литературы поделится своим наблюдением под стук поездных колес: «Можно было различить с платформы вокзала некоторые выдающиеся своей оригинальной красотой здания, например, знаменитый Харитоновский дом с громадным садом, составляющий для Екатеринбурга нечто вроде акрополя или кремля…» Так писателю виделся ансамбль похожих на дворец зданий в северной части города, где к тому времени пролегала железная дорога».
Прочитать книгу профессора Уральской государственной архитектурно-художественной академии Всеволода Слукина можно в библиотеке им. Белинского: Слукин В. М. «Дворец Расторгуевых-Харитоновых». – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2015. – 18 с.: ил. (сер. «Национальное достояние России»). В2382219
Фото: Александра Ковалева, Евгений Поторочин
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Цыганова, Ирина Хандогина