Зал рок-андеграунда, следуя за своим названием, расположился в подвале. В светлом пространстве разместили главные атрибуты рок-музыки – гитары, а вместе с ними и сценические костюмы рокеров, музыкальные инструменты, фотографии, пластинки, афиши, газетные публикации, барабанные палочки и другие интересные артефакты. Каждый экспонат имеет свою историю, которая связана с владельцем – рок-музыкантом из числа тех, кто начинал создавать свою музыку в начале 80-х.
«Я с большим скепсисом пришел сюда, потому что пока мы еще живы и здоровы, надо играть, выступать, что-то новое делать. А отливать в бронзе, делать музей – рановато. Музей – это первый шаг к тому, чтобы рок-музыка больше не жила», – поделился Евгений Горенбург, фронтмен группы «ТОП», входящий в состав Свердловского рок-клуба.
В екатеринбургском музее, создавая зал рок-музыки, не могли пройти мимо Свердловского рок-клуба, который прогремел на всю страну в 80-е. Он входит в число самых известных рок-клубов России наравне с московским и ленинградским рок-клубами. Говоря о рок-клубе, мы не имеем в виду конкретное заведение, где выступали бы рок-музыканты. Это творческое объединение, под эгидой которого рокеры выходили на сцену и продвигали свое творчество. Свердловский рок-клуб существовал с 1986 по 1991 годы. Он объединил такие группы, как «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф», «Апрельский марш», «Урфин Джус», Настя и другие. Некоторые музыканты до сих пор собирают стадионы и ежегодно радуют поклонников новыми альбомами, например, Вячеслав Бутусов, Владимир Шахрин и Владимир Бегунов, Вадим и Глеб Самойловы.
«Долгое время было ощущение, что свердловский рок, который возник у нас в конце 70-х, это была попытка обрести самоощущение и самоопределение. Наконец-то мы можем сочинять собственные композиции на русском языке, ориентируясь при этом на массового слушателя! В последствии в 80-е свердловский рок развивался. Я с уверенностью говорю, что если вы послушаете ранних «Наутилуса», «Апрельский марш», «Мост», то поймете, что это все была попытка сыграть рок доступными средствами, но при этом у музыкантов было стремлением к серьезности, монументальности. Это был настоящий арт-рок. Что такое арт-рок? Музыканты стремились исполнять уточненную музыку, которая берет начало в американском и английском роке, но с чем-то нашим. Это амбивалентность, какое-то ощущение безумия. Может быть на это влияет то, что мы находимся на пересечение Европы и Азии. Может быть есть у нас здесь что-то такое скоморошное, но без пошлости. В итоге наш свердловский рок не похож ни на ленинградский, ни на московский, И этим можно гордиться!», – поделился культуролог, музыковед, композитор Тимофей Чаплюк.
В рок-зале можно увидеть гитару Владимира Шахрина («Чайф») и его сценический костюм, саксофон Алексея Могилевского («Наутилус Помпилиус»), ударную установку, которая сопровождала выступление не одного рок-коллектива во время фестивалей, виниловые пластинки, автографы, архивные фотографии, на которых уральские рокеры запечатлены в сценических костюмах и с гримом на лице – трендом 80-х годов.
«Мне кажется, что свердловский рок стремится к искусству. Он артовый по своему существованию», – говорит Тимофей Чаплюк.
На открытии рок-зала фронтмен группы «Чайф» Владимир Шахрин поделился, что рок-сообщество Екатеринбурга давно мечтало о подобной локации. О свердловском рок-клубе много говорят, особенно накануне его 40-летия, проводят тематические экскурсии по городу, но в Екатеринбурге до сих пор не было места, где можно было бы погрузиться в историю рок-музыки XX века, ощутить ее не только на слух через рассказы гидов, но и визуально, тактильно притронуться к прошлому.
«Этот музей изначально задал планку аутентичности. Он должен был появиться еще раньше. Мои знакомые, друзья из других городов, приезжая в Екатеринбург, часто просят показать и рассказать, где у нас происходил весь рок-н-ролл. Ну, ты на машине возишь их и говоришь – это было здесь, а это здесь, а это в том здании, вот на этой улице. А чтобы потрогать, посмотреть – не было ничего, никаких артефактов. Теперь в музее они есть!», – поделился Владимир Шахрин.
В Екатеринбурге 2026 год может пройти под эгидой Свердловского рок-клуба. Творческому движению исполнится 40 лет. Начальник управления культуры Екатеринбурга Илья Марков поделился тем, что в городской администрации давно прорабатывали идею создания подобного музея, но реализовать ее не брались. Новая точка на культурной карте Екатеринбурга станет местом притяжения не только «динозавров» рок-музыки, но и молодого поколения, а также туристов.
«Для нас этот музей, чтобы ностальгировать. И я понимаю, что людям, которым сейчас по 20 лет, кто родился в XXI веке, мы все – мифы Древней Греции. Какие-то там где-то там в прошлом веке были «Наутилус», «Чайф», «Агата кристи», а тут в музее – ух ты, можно черепушки и потрогать. Я именно так воспринимаю это», – говорит Владимир Шахрин.
Зал рок-андеграунда (6+) будет открыт в часы работы Музея Андеграунда. Его коллекция живая и будет постоянно пополняться. Не исключено, что другие рок-музыканты, узнав о музее рока в Екатеринбурге, начнут делиться своими артефактами и рассказывать личные истории, чтобы сохранить в истории частичку себя и эпохе, которая оказал влияние на всех.
Фото: Global City / Светлана Цыганова
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Цыганова