Scroll Down
 -3 °C ММВБ  $92.37   €99.53
  1. Обзоры
  2. События

От киностудии до космоса: в Екатеринбурге проходит XXX Открытый фестиваль документального кино «Россия»

14:23 4 октября 2019
Поклонников документального кино, на первый взгляд, немного, но год за годом, вопреки утверждениям о «вымирании» жанра, на фестиваль «Россия» приходят любопытные, неравнодушные, жадные до мозгового штурма киноманы и профессионалы в области кинодокументалистики. Мы оказались среди них и узнали, кто, зачем и для кого снимает документальные фильмы в XXI веке.
От киностудии до космоса: в Екатеринбурге проходит XXX Открытый фестиваль документального кино «Россия»
Фото: Полина Зиновьева

Уже 30 лет Открытый фестиваль документального кино «Россия» остаётся главным национальным форумом кинодокументалистов страны. Его традиции берут своё начало ещё из советского пространства: в 1988 году в Свердловске провели первый показ документальных фильмов, и с тех пор столица Урала стала основной площадкой для встречи мастеров неигрового кино. Сегодня фестиваль входит в тройку лучших кинофорумов страны наравне с Московским международным кинофестивалем и «Кинотавром».

Церемония открытия XXX фестиваля прошла в кинотеатре «Салют». Фото: Полина Зиновьева

Фестиваль как платформа для популяризации

За время своего существования фестиваль вырос из просто конкурса в платформу, которая теперь не только популяризирует документальное кино, но и позволяет сохранять единое кинематографическое пространство на территории стран бывшего Советского Союза. Для авторов это обмен опытом, идеями, контактами, для зрителей – отличная возможность по достоинству оценить настоящие документальные фильмы, которых сегодня так не хватает на телевидении.

Действительно, подчас то, что называют документальным жанром на телевизионном экране имеет мало общего с документалистикой вообще, – отмечает Георгий Негашев, генеральный директор фестиваля «Россия». – Именно поэтому два года назад мы учредили ещё одну программу: конкурс телевизионных документальных фильмов. Его цель – сверить критерии подхода к документальному фильму и по возможности внести свои, кинематографические критерии, которые бы вписывались в телевизионные форматы.

Георгий Негаршин, генеральный директор фестиваля. Фото: Полина Зиновьева

Недостаток кинодокументалистики на телевидении – далеко не единственная проблема, которую обсуждают на фестивале. В рамках мероприятия организованы круглые столы, мастер-классы, творческие встречи. На их повестке – история неигровых фильмов, тенденции современной российской документалистики и, главное, – кому оно нужно, документальное кино?

У каждого фильма — свой зритель. Как его найти?

Суть каждой киноленты – найти своего зрителя. Это важно как для опытных мастеров, так и для молодых дебютантов. В этом смысле фестиваль – это надёжная площадка для старта творческого пути: он оказывает поддержку молодежи в сфере кинематографии, а также продвигает лучшие образцы документального кино к широкому зрителю.

Галина Прожеко, председатель жюри конкурса телевизионных документальных фильмов

Нам часто задают вопрос: а нужно ли документальное кино в России? Я посвятила ему всю свою жизнь, разве она была бессмысленна? – рассказывает Галина Прожеко, профессор ВГИК им. С. А. Герасимова и председатель жюри конкурса телевизионных документальных фильмов. – На фестивале мы ставим разные вопросы документального кино, один из них – для кого оно и как документалистике выбиться «в люди», ведь каждая картина ждёт своего зрителя, а самый короткий путь до него, это, конечно же, телевизор. Но теперь этот вопрос обретает новые формы: с развитием интернета для документалистов появился новый помост, откуда они могут найти свою аудиторию. В будущем хотелось бы видеть на фестивале отдельную конкурсную программу для интернет-изданий. Многие авторы размещают работы в блогах, социальных сетях и получают широкий отклик – а это совершенно иная стилистика, новый формат публицистики, другие перспективы.

Показы работ-участниц фестиваля развёрнуты не только на площадках Екатеринбурга. Они пройдут также в Нижнем Тагиле, Новоуральске, Верхней Пышме, Невьянске и Полевском. Всего конкурсных работ 45, из них 4 представлены кинематографистами Среднего Урала. Тематика самая разная – от воспоминаний о былых временах на провинциальных киностудиях до больших рассуждений о космосе. Кстати, в этом году впервые на фестивале в качестве члена жюри выступит космонавт-испытатель, подполковник Военно-космических сил Сергей Прокопьев. Он также представит документальную картину Федерации космонавтики России «Спутник. Ступень во Вселенную».

Известный екатеринбургский космонавт Сергей Прокопьев также привез на фестиваль свою работу. Конечно, о космосе. Фото: Полина Зиновьева

На торжественной церемонии открытия фестиваля презентовали работу известного уральского режиссёра Алексея Федорченко «Кино эпохи перемен». Посвящённая непростым временам не только Свердловской киностудии и её закату, документальная лента, которую автор определил как «комедию-реквием», повествует о лихих девяностых, скрашенных приятными, порой абсурдно комическими воспоминаниями о том, как на Урале снимали кино.

Режиссер Алексей Федорченко представил на фестивале «комедию-реквием» «Кино эпохи перемен». Фото: Полина Зиновьева

Фестиваль проходит с 1 по 6 октября на культурных площадках Свердловской области. У зрителей есть возможность бесплатно ознакомиться с лучшими документальными лентами года и поучаствовать в их обсуждении. 

© Интернет-журнал «Global City»

Присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram, и читайте больше хороших новостей!

Поделиться


16+