© Интернет-журнал «Global City» Алина Балчугова
Асбест-Пермь-Свердловск-Магнитогорск-Москва. Графический репортаж Николая Аввакумова уместился в двух залах музея ИЗО
Для управления слайдами используйте ← или → на клавиатуре:
Жизненная и профессиональная линия Николая Аввакумова была напрямую сопряжена с Уралом. Художник родился в Азбесте, учился и жил в Перми, работал в Свердловске, Магнитогорске, кроме того, Аввакумов немало проработал в Москве. Данная жизненная траектория, безусловно, отразилась на его творчестве. Обучаясь в Перми, Николай Аввакумов мечтал стать выдающимся живописцем, однако жизнь уготовила ему иное предназначение. На сегодняшний день творца принято относить к графическим художникам-корреспондентам. Автор публиковал свои первые работы в свердловской газете «Восходы коммуны», сотрудничал с «Комсомольской правдой», трудился над изданием фронтовой газет.
«Это особый дар – чувство газеты. Аввакумов приобрел его, постоянно соприкасаясь с жизнью. В командировках он обычно делал уже готовые рисунки, мысленно представляя себе, как они будут выглядеть среди очерков и статей, - рассказала искусствовед Софья Пророкова.
Собранные в экспозиции музея ИЗО работы художника весьма разнообразны. В небольшом выставочном зале помещаются как оригиналы написанных художником портретов, так и репродукции газетных передовиц.
В первом же зале можно наблюдать пейзажи и ландшафты, написанные художником во время командировки на магнитострой (в будущий Магнитогорск). Аввакумов находился в отъезде практически два года и успел за это время создать летопись Магнитки. Немалое внимание во время поездки художник уделял созданию образа современника.
По подготовленной выставке музея ИЗО можно отправиться на стройплощадку будущего промышленного гиганта, посмотреть на запуск первого советского стратостата или на спуск советских водолазов под воду в холодный весенний день в Кабардино-Балкарии.
Кроме того, Николай Аввакумов работал на секретных объектах, одним из таких было строительство московского метрополитена
Особое место в творчестве Николая Михайловича занимает его семья. С большой любовью и нежностью художник изображает своих сыновей и жену – все эти работы, пропитанные особой любовью, были созданы в самый пик карьерного роста Аввакумова – во время работы в «Комсомольской правде»
Особое место на выставке занимают эскизы к плакатам в 1940-е годы, когда Николай Михайлович оказывается на фронте в рядах красноармейцев. Там он продолжал работать как художник. При его активном участии было создано более трех сотен выпусков газеты «Фронтовик», каждый из которых сопровождался новыми иллюстрациями.
Выставка доступна в Екатеринбургском музее изобразительных искусств с 8 ноября по 19 января 2019 года.
Фото: Евгений Поторочин