Выставка «Пин-ап. Девушки с обложки» отмечена возрастным цензом 16+. По словам организаторов, это обусловлено не откровенностью картинок, а скорее тем, что зритель должен быть эмоционально зрелым и готовым к восприятию. В экспозицию вошли развороты Esquire 30-50-х годов и Playboy 60-х годов, страницы перекидных календарей, календари-плакаты 40-70-х годов, коллаж из пяти оригинальных изданий журнала Cosmopolitan (1933-1934 гг.), страницы из самого первого выпуска легендарной серии календарей Artist’s Sketch Pad (1943 г.). Самые ранние произведения на выставке датируются 1907 годом – это листы из альбома The Gibson Book с иллюстрациями Чарльза Д. Гибсона, прозванного «отцом пин-апа». Некоторая часть экспонатов представляет собой современные коллекционные плакаты, выпущенные в США в 1980-2000-е годы.
По словам арт-директора ЕГСИ Елены Шипицыной, выставка ориентирована на разношерстную аудиторию. «Пин-ап – это искусство приоткрытой, но не откровенной чувственности, – считает Елена. – Эта выставка будет интересна тем, кто не отягощен стереотипами восприятия искусства, не деля его на «высокое» и «низкое». Эта выставка для тех, кто готов включиться в визуальную игру, кто понимает юмор в искусстве».
Елена Акрамовна Шипицына, арт-директор ЕГСИ
Кстати, для скептиков, готовых скривить губы, считая пин-ап слишком простым или примитивным искусством, на выставке большое количество комментариев: на стендах рядом с шедеврами американской графики много информационных материалов, рассказывающих о том, как пин-ап повлиял на культуру, кинематограф, моду, на развитие журнальной графики, а также на стиль, который на себя начали примерять женщины в послевоенное время, когда жанр пин-апа распустился пышным цветом.
Выставка позволяет проследить развитие жанра буквально по годам. Экспозиция начинается работами Чарльза Д. Гибсона, прозванного «папой пин-апа», из начала XX века. В десятые годы прошлого века пин-ап родился из графики, стилей модерн и ар-нуво, где идеализировали женский образ, изображая его между демоном и ангелом.
«Наблюдательный зритель увидит, что стиль приобрел некую холодность. В отличие от наивных персонажей пин-апа, например, тридцатых или смешливых персонажей пятидесятых, этот стиль видоизменился: сексуальная революция и Playboy своей дело сделали, – рассказывает Елена Шипицына. – В работах современных художников уже есть откровенное позирование, все детали подчеркнуты излишне явно. Дефицит недосказанности сейчас прослеживается очень явно».
Современный пин-ап: больше откровенности, меньше наивности
Полюбоваться на кокетливых красавиц можно в Екатеринбургской галерее современного искусства до 3 сентября. Выставка открыта ежедневно с 11:00 до 20:00.
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Чащухина