«Владелица Красного коня. Дар Казимиры Басевич музеям России» – выставка-реконструкция собрания Казимиры Константиновны, известной российской ценительницы искусства, сумевшей собрать уникальную коллекцию работ авторов, творения которых впоследствии были признаны искусствоведами и публикой уникальными, шедевральными, знаковыми. В экспозицию вошли работы всемирно известных русских художников, переданные Казимирой Басевич и ее племянницей Рэны Лотарёвой в коллекции Третьяковской галереи, Иркутского областного художественного музея и Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Представить шедевры творцов XX века в Екатеринбург приехала генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, с трепетом рассказавшая историю собрания:
«Казимира Басевич начала собирать свою коллекцию в очень сложные годы — в середине 50 годов, после смерти Сталина. Именно тогда началась эпоха, получившая впоследствии название «оттепель». Коллекция Басевич и стала олицетворением этой оттепели, потому что она собирала то, что нельзя было увидеть в коллекциях крупнейших государственных и региональных музеев, но то, что в последствии было признано шедевральным».
Зельфира Трегулова уверена, что способность собрать столь уникальную коллекцию обусловлена врожденным даром выбирать действительно выдающиеся произведения современников.
«Конечно, самым главным приобретением Казимиры Константиновны была картина Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня» – знаковая работа не только для самого художника, но и для развития русского и, позволю себе сказать, мирового искусства, – рассказала Трегулова. – После выставки 1916 года в Майне осталась в Швеции и только в 50 году она вернулась в Россию. Когда Басевич покупала эту работу в 1954-ом, Петрова-Водкина никто не знал, а его работы нигде не выставлялись. К шестидесятым годам коллекция стала ее гордостью, и то, чем она завладела, не могло быть собственностью одного лица».
Эксперты оценивают стоимость «Купания красного коня» в 10 миллионов долларов. Увидеть дорогое во всех смыслах полотно можно с 10 августа по 30 сентября
Зельфира Трегулова просит гостей музея обратить внимание не только на живописные работы, представленные на выставке, но и архивные документы, в числе которых – наброски завещания Каземиры Басевич, которая хотела, чтобы ее коллекция была достоянием всего русского народа, чтобы это собрание осталось в России и стало не экспонатами в частных коллекциях, а достоянием государственных музеев.
Шедевр Кузьмы Петрова-Водкина – главная гордость коллекции – прибыл в Екатеринбург в конце июля. Эта картина редко покидает зал Третьяковки на Крымском валу. Однако для Екатеринбургского музея сделали исключение.
«Мы понимали, что на выставке в Екатеринбурге обязательно должно быть показано «Купание красного коня» – одно из самых знаковых полотен XX века, – призналась Трегулова. – Произведение уже стояло на выдачу в 2018 году в Русский музей и музеи Ватикана. Обычно картины не могут путешествовать с одной выставки на другую, потом на третью. Тем не менее, осознавая важность проекта, мы приняли решение пойти на компромисс и привезти работу в Екатеринбург».
Выставка «Владелица Красного коня. Дар Казимиры Басевич музеям России» посвящена памяти Рэны Лотаревой, племянницы Казимиры Басевич. Рэна Михайловна подарила Екатеринбургскому музею изобразительных искусств все не упомянутые в завещании произведения, но, к сожалению, ушла из жизни, не дождавшись выставки, для которой так много сделала.
Экспозиция доступна для посетителей с 10 августа по 30 сентября 2018 года в ЕМИИ.
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Чащухина