Scroll Down
 +2 °C ММВБ  $84.87   €91.96
  1. Обзоры
  2. События

Чехов по-новому: в Екатеринбурге актеры зачитали рэп в спектакле по пьесе «Дядя Ваня»

12:58 28 марта 2025
Классическую пьесу превратили в хип-хоперу «Дядя Дядя». Актеры на сцене читают рэп под биты и общаются со зрителями.
Чехов по-новому: в Екатеринбурге актеры зачитали рэп в спектакле по пьесе «Дядя Ваня»
Фото: пресс-служба Центра современной драматургии

Думал ли в 1896 году Антон Чехов, что его пьесу про деревенскую жизнь «Дядя Ваня» будут так часто ставить в театрах? А предполагал ли, что через 129 лет и через почти две тысячи километров от места, где он писал про Серебряковых и Войницких, на сцене Екатеринбурга его герои заговорят в стиле хип-хоп? Во Всемирный день театра в Центре современной драматургии прошла премьера нового спектакля «Дядя Дядя». 

Это история, в которой герои зачитывают рэп, трудятся, делятся сокровенным, слушают внутренний голос и признаются в чувствах. Все началось с режиссера и актера ЦСД Ильи Калина, который решил в новом ключе посмотреть на классическое произведение, написал биты и сказал: «А давайте сделаем хип-хоперу». В «Дяде Дяде» соединили два жанра – хип-хоп и оперу.

Фото: пресс-служба Центра современной драматургии 

«Если вы любите хип-хоп, то вы пришли по адресу, а если не любите – по адресу вдвойне. Спектакль в двух действиях, и у нас тут мат», – перед началом спектакля предупредил директор Центра современной драматургии Антон Бутаков.

Усадьба Серебрякова. На сцене появляется няня и врач Михаил Львович Астров. Прежде чем перейти к разговорам о жизненных проблемах, доктор в формате речитатива обращается к зрителям: снимать и фотографировать можно, но без вспышки, и выкладывать в соцсети посты тоже можно, но с отметками ЦСД:

«Поставьте мобилу на беззвучный во избежание инцидентов, а мы начнем сразу после ваших аплодисментов», – заключает Астров.

И начинается знаменитая чеховская история, перенесенная на современность: здесь есть мобильники, такси и даже том ям. Постепенно на сцене появляются дядя Ваня, его племянница Соня, Серебряков с женой и разорившийся помещик Телегин, у которого вместо головы – люстра. В этом и отличие пьесы от театральной постановки: если Чехову было не столь важно, во что одеты его персонажи, то для режиссера и художника это одни из ключевых моментов. И одеты они под стать своим характерами и внутренним ощущениям. К примеру, Войницкий и Соня – в спортивных костюмах, привыкшие трудиться и принимать любые жизненные испытания, профессор, постоянно ищущий вдохновение, – в домашнем, молодая жена Серебрякова – в классике и с укладкой, а потом – в халатике или облегающем спортивном костюме. Она знает о своей красоте и умело ее подчеркивает, неоднократно отмечая, что работа – это не ее призвание и не ее история.

Фото: пресс-служба Центра современной драматургии 

От сюжета серьезно не отступали, просто привнесли в него что-то новое. Войницкий точно так же признается в любви Елене, сокрушаясь, что не сделал этого много лет назад, Соня бережно хранит свои чувства к врачу Михаилу Львовичу, а профессор Серебряков жалуется на несчастья и изводит капризами весь дом. Все так, как и писал Чехов. Или почти так.

Когда Астров остается наедине с Соней, рифмованными строчками делится своими переживаниями и говорит: «Я никого не полюблю, ни с кем не буду ладить». Соня же, желая объясниться в своих чувствах, но жутко этого страшась, делает это через «communication tube» – специальную трубу, через которую можно переговариваться и при этом не краснеть и не смущаться, глядя в глаза:

- Михаил Львович, скажите мне, а вот если бы у меня была подруга или, допустим, младшая сестра, и вы узнали, что она любит вас. Как бы вы отреагировали?

- Не знаю. Должно быть, никак. Я бы дал ей понять, что полюбить ее не смогу, не тем моя голова занята.

Но стоит ему оказаться рядом с Еленой, как его решение тут же меняется. А у самой Елены периодически включается внутренний голос, в открытую озвучивающий ей те мысли, которые она усердно отодвигает на второй план.

Фото: пресс-служба Центра современной драматургии 

Если в классическом прочтении «Дяди Вани» Серебряков собирает всех родственников и с паузами говорит о продаже имения, то в «Дяде Дяде» он зачитывает рэп: «Пока ставка не просела нужно продавать дом». А дальше – по тексту. Или почти так.

Спектакль «Дядя Дядя» проходит в камерной обстановке с минимальными декорациями на сцене. При этом каждый предмет «играет» и оказывается к месту – будь это пустые жестяные банки, велодорожка, или проигрыватель для виниловых пластинок. Хип-хопера – это резкое, моментами грубое и тревожное действие, которое балансирует на грани современной комедии и трагедии. И чеховские герои здесь – очень яркие, чувствующие, но привыкшие жить в своей колее, не выходя за рамки: «Будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя».

Спектакль «Дядя Дядя» (18+) можно посмотреть в Центре современной драматургии 28, 29 и 30 марта, 13 и 18 апреля. Ранее мы писали о том, где можно смотреть спектакли по произведениям русских классиков. Прочитать подробнее можно по ссылке

© Интернет-журнал «Global City»

Подписывайтесь на наш VK, и читайте больше хороших новостей!

Поделиться


О нас
16+