В центре сюжета – история одной семьи, которая переживает репрессии, войну, блокаду Ленинграда и послевоенную разруху. На этом фоне герои влюбляются, женятся, сходятся и расходятся, заводят детей. Спектакль «Бесконечный апрель» ставили многие российские театры, но в ЦСД он получился особенным.
«Это очень метафоричная вещь, – рассказал Антон Бутаков. – Спектакль в нашем театре совсем не похож на то, что делают другие. Его ставят в более классическом варианте, а он очень сложный для восприятия. В нашей постановке – смешение стилей, неоднозначные сцены и нелинейное повествование. Есть такой клип My Chemical Romance на песню «The Ghost Of You». Танцуют моряки и девушки, и тут все захлестывает волной и начинается сцена боя. Вот такие переходы и у нас. Может, в плане сюжета никто ничего и не поймет. Но у нас и не было такой задачи. Не было и цели вызвать сострадание. Главный герой показан у нас не как идеальный человек, а даже в какой-то мере как сука. Это еще одно различие с пьесой Пулинович».
Также в спектакль Антон Бутаков решил добавить монолог из романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Это последнее письмо еврейской женщины своему сыну, которое, по словам режиссера, никого не может оставить равнодушным.
Спектакль «Бесконечный апрель». Фото: ЦСД
Еще одной фишкой«Бесконечного апреля» Антона Бутакова стало включение в актерский состав собаки. В одной из сцен появляется дрессированный пес Наган, который становится частью постановки. Образ собаки, объясняет режиссер, подтверждает главную идею всего спектакля – наличие у всех инстинкта самосохранения.
«Что бы вы не делали, вы будете спасать свою ж*пу. Так устроены мы все. Так живет Наган. Суть в том, что все хотят жить хорошо. Жена уходит от героя не из-за капризов. У нее такой инстинкт выживания, она хочет счастья. Когда дочка просит отца подписать документы на квартиру, чуть ли не в нос их сует, – это не потому, что она его не любит. Она знает, что он умрет, а ей – жить, у нее ребенок. Вот основная идея», – говорит Антон Бутаков.
Чтобы показать этот сложный и пронзительный спектакль, от актеров требовалось очень много эмоциональных, душевных и физических сил. Антон Бутаков впервые проводил перед каждой репетицией специальные тренинги, чтобы подготовить исполнителей к спектаклю.
Напомним, пьесы Ярославы Пулинович отечественная драматургическая общественность часто называет образцом новой российской театральной традиции. Фильм, снятый по её сценарию, «Я не вернусь» удостоился специального упоминания на фестивале Трайбека 2014 в Нью-Йорке, получил главный приз фестиваля Film by the Sea.
© Интернет-журнал «Global City» Дарья Панкратова