Scroll Down
 -6 °C ММВБ  $92.26   €99.71
  1. Мнения
  2. Люди

«Главное – это люди вокруг»: как малый бизнес в Екатеринбурге пережил карантин

16:58 23 сентября 2020
Карантин, без сомнений, сильно ударил по всем предприятиям в России. Однако больше всего пострадал малый бизнес, оставшийся в пандемию без дохода, работников и государственной поддержки.
«Главное – это люди вокруг»: как малый бизнес в Екатеринбурге пережил карантин
Фото: Елена Майорова

Только в первый месяц карантина на территории Екатеринбурга закрылось 507 индивидуальных предприятий. Многие из них столкнулись с непримиримыми арендодателями, отсутствием обещанной помощи, падением выручки. Согласно информации, размещенной на сайте Федеральной налоговой службы, самыми пострадавшими сферами в период карантина оказались культура, event-индустрия, спортивные организации, а также центры дополнительного образования.

Мы поговорили с руководителями индивидуальных предприятий Екатеринбурга о том, как им удалось выжить во время карантина, как на них отразился переход в онлайн и получили ли они обещанную помощь от государства. Мнения по всем вопросам, как ни странно, радикально отличаются.

Игорь Турышев, театр «Театрон»

Фото: ВКонтакте, Игорь Турышев

Карантин полностью парализовал нашу работу. Свел все доходы к нулю, потому что деятельность театров, как и всех учреждений, была запрещена, следовательно, не имея никакой государственной поддержки, театр не имел возможности получать доход. Как только начались определенные послабления, мы стали искать все возможные формы работы. Во время карантина во всяких интернет-сообществах было объявлено о так называемых спектаклях онлайн, что является полным бредом и иллюзией бурной деятельности, потому что никакого художественного и коммерческого эффекта от этого нет. Это обнажило проблему театров. Театры начали показывать свои спектакли онлайн, снятые хреновой камерой, с трясущимися руками, с отвратительным качеством. И они еще думали, что люди им будут за это платить какие-то определенные деньги, на которые они будут выживать? Бред полнейший.

Единственное, что помогло нам выжить – нам стали финансово помогать зрители. То есть они без работы сидели, и в то же время на карту перечисляли деньги театру. В совокупности за эти месяцы была собрана достаточно приличная сумма.

В какой-то определенный момент я понял, что если что-то не делать – я потеряю коллектив, то есть людей. Люди решают все. Если актеров нет, если они разбежались, стали продавать еду или работать в такси, то все, они ушли из театра. В результате, когда все это закончится, не будет продукта, то есть не будет спектакля. Я понял, что я должен каким-то образом хотя бы духовно, морально удержать коллектив. Тогда мы стали делать видео-проекты – ютуб-проект «Вирус минус», где было 27 серий. Я предлагал каждому артисту снять свою серию на 15 минут. Мне нужно было их зарядить идеологически, замотивировать, удержать в поле творчества.

Солист балета не может пойти танцевать, если он ежедневно не делает станок. Музыкант обязан играть гаммы. Пианист должен разминать свои пальцы ежедневно. Тоже самое и с драматическим артистом. Речь, тело, пластика. Представляете, если они пять месяцев этим не занимаются? Они же инвалидами становятся, профессиональными инвалидами.

Я понимал, что этой катастрофы допустить нельзя. Я спросил у артистов через две недели после начала карантина – кто не боится? Не испугался никто. Или почти никто, если говорить честно. И мы начали репетировать «Чайку». Сначала по двое, по трое. И вот по выходу из карантина я имел крепкую, сплоченную команду. Они работали даже не за деньги, потому что их просто нет. Они делали это чтобы работать потом, жить потом.

Фото: ВКонтакте, Игорь Турышев

С 23-го июля мы начали работать на улице, и нашу идею подхватили.

Под каждым углом, под каждым кустом, на парковке, в гараже начали работать театры. И зрители приходили платить за это деньги. Создался феномен – екатеринбуржский театральный open-air, единственный в России.

Никакой помощи от государства я не получил. Театр был указом президента объявлен сферой, наиболее пострадавшей во время карантина. Справедливо. Согласно указу президента, должна быть государственная поддержка. Но что они сделали? Они привязали всю деятельность театров к определенным кодам экономической деятельности, согласно которым нам ничего не положено, даже беспроцентный кредит. Надо признаться, что моральную поддержку министерство культуры нам все же оказывало. Наши арендодатели отключили нас от воды – министр ЖКХ Свердловской области звонил, сказал: «Включите им воду немедленно!». Сейчас они обещают мне и денежную поддержку, но на сегодняшний день – ни копейки.

Григорий Верников, танцевальный центр «Станция»

Фото: ВКонтакте, Гриша Верник

Глобально структура нашей работы не изменилась. Изменилось в нашей работе лишь то, что сейчас клиентов стало больше, чем раньше. Это случилось потому, что некоторым студиям пришлось закрыть часть филиалов по разным причинам. Мы выжили, мы выплыли, и смогли предоставить залы тем, кто остался без собственных. Мы давно прорабатывали онлайн-площадку, давно думали, делали ее. И карантин показал, что не мешало бы сделать ее побыстрее. Мы начали в активной фазе этим заниматься. Сейчас у нас готов сайт, готов контент. Остается все «причесать», и в ближайшие недели две начнёт функционировать в тестовом режиме наша онлайн-площадка. Карантин дал нам толчок сделать то, что мы давно хотели. Устоять на ногах во время карантина нам помогли разные силы. Если говорить про прикладные – аренда и так далее – получилось договориться с арендодателем на комфортные и приемлемые условия и для нас, и для собственника помещения. Они все прекрасно понимают, идут нам навстречу. Второй момент это лояльность наших клиентов, которые долго ждали открытия. Ребята, которые готовы сейчас все свое свободное время тратить здесь и развиваться, компенсируют то время, которое было потрачено на изоляции.

Если в целом – секрет того, что мы удержались, заключается в людях. Их отношение, их желание. Также мы настроились на то, что нельзя ни при каких условиях опускать руки и переставать заниматься тем, что тебе нравится.

Мы искали пути, как работать в новых реалиях. Когда все было закрыто, мы проводили онлайн-тренировки. Это поддерживало активность, тонус, и финансово помогало выстоять. Тех, кто не вернулся к нам после карантина, нет. И среди наших резидентов тоже. Все вернулись, кто-то раньше, кто-то позже. Все работают, все в строю.

Фото: ВКонтакте, Пространство движений Станция

Онлайн-режим был чужд всем. И хореографам, и мне лично. Приходилось это осваивать, понимать, где какие нюансы, что можно, что нельзя. Онлайн дал нам возможности, о которых мы не подозревали. У меня есть ребята, которые хотят у меня заниматься, но живут в других городах, других странах. Раньше я даже не думал о возможности, что я могу с ними заниматься в онлайн режиме. А теперь мне не обязательно приезжать к ним физически, если мы говорим об индивидуальных занятиях. У меня было много индивидуальных занятий за это время. 90% из клиентов – люди из других городов. Это было очень продуктивно, и я продолжу это делать.

Никакой помощи от государства мы не получили. Наш основной бизнес – сдача залов в аренду, и он не попал в сферу пострадавших. Почему – никому не понятно. Не было совершенно никакой поддержки, никаких выплат, отсрочек по налогам. Но на помощь мы и не раcсчитывали, только на свои силы.

Анна Лебедева, школа иностранных языков «Студия Анны Лебедевой»

Фото: ВКонтакте, Анна Лебедева

Мы смогли остаться на плаву только потому, что за неделю-две переквалифицировались на преподавание в онлайне, до того времени практически в онлайн не преподавали. Учились как работать с Zoom и Miro, учились создавать интерактивные игры и пользоваться сайтами для того, чтобы разнообразить занятия. Ну и благодаря тому, что наши самые лояльные студенты решили пробовать онлайн вместе с нами. Те, кто рискнул, от этого только выиграли. Но были и те, кто даже пробовать не захотел. Пришлось отказаться от одного из помещений сразу же. Во втором арендодатель вошел в положение и снизил аренду, при этом сделал это сам, когда понял, что помещением мы не пользуемся, и я в сложном положении. Огромной души человек.

Фото: ВКонтакте, Студия Анны Лебедевой

Я не потеряла сотрудников, я делала все возможное, чтобы сохранить зарплаты менеджерам и преподавателям, выдать необходимое количество часов. Про прибыль говорить не приходится, ее практически не было, но мы получили помощь от государства. На сегодняшний день больше половины преподавателей и студентов решили остаться в онлайне - поняли преимущества. Также существенно расширили границы деятельности: начали сотрудничать с преподавателями, которые живут в других странах, появились клиенты из других городов. Разумеется, приходится учитывать множество мелочей, таких как разница во времени, например.

Денис Остров, танцевальная школа «E-DANCE»

Фото: ВКонтакте, Дэн Остров

У нас получилось удержаться благодаря желанию заниматься своим делом. Если бы это был тупо бизнес, когда сводишь плюс с минусом, мы могли бы просто закрыться и заняться чем-нибудь другим. Но нам не хотелось потерять как учеников, так и сотрудников, преподавателей.

За эти пять месяцев мы заметили большой отток, потому что люди научились заниматься фигней, возвращаться обратно, тренироваться им не очень хочется.

Большое количество людей уходит, но приходят новенькие. Мы потеряли, конечно, некоторых сотрудников, но не сказать, что их было много. Кто-то сменил сферу деятельности, но это единичные случаи. Я очень болезненно отношусь к смене кадров. Многие люди работали здесь по 10 лет и продолжают работать. У нас были небольшие накопления, которые мы смогли свести с бизнеса, а также мы взяли льготный кредит, чтобы заплатить за 5 месяцев аренды. Частично платили из своего кармана. Многие арендаторы пошли навстречу, а те помещения, где не пошли, пришлось закрыть. Остались только маленькие залы, за них арендная плата меньше.

Фото: ВКонтакте, Дэн Остров

Как я считаю, онлайн-трансляции – это бред. Мы это, конечно, делали, но для «поддержания штанов» школы. Как можно учить человека танцевать онлайн? Как это должно быть? «Мы вам видео скинем, а вы дома учитесь!». Это же бред. Как можно «станцевать» онлайн 8 человек? Из изменений – люди пока боятся, осторожничают. Но мы, когда дети приходят, смотрим за ними, как они себя чувствуют, да они и сами в состоянии оценивать свое состояние. Государство нам помогло, хоть я и не очень люблю его хвалить. Объясню, почему. За все поездки заграницу (а мы двукратные чемпионы Европы, 4 раза были в США) мы платим сами. Поездка на ребенка стоит 250 тыс. Мы не 1 раз ездили, а каждый год. Это очень дорогое удовольствие.

Нам никто не помогает, хотя мы ездим выступать под своим российским флагом. И ты, будучи заграницей, видишь наших детей, которые приехали в спортивных штанах и старых футболках, а рядом стоят какие-нибудь немцы в фирменных костюмах, упакованные. У нас такого нет.

Единственное, чем нам помогло государство – мы смогли получить кредит. Нам, как пострадавшей сфере, были вручены на всех трудоустроенных сотрудников выплаты по 12 тыс. Понятно, что это не спасло никого особо, но это хоть что-то.

Елена Петленко, интернет-магазин дизайнерской одежды «PATTERN»

Фото: ВКонтакте, Елена Петленко

На самом деле, я благодарна ситуации с карантином, для меня он открыл новые возможности. Структура дохода и способы его получения никак не изменились, а вот уровень дохода за май увеличился значительно. За счет закрытых торговых центров люди двинулись в онлайн, и нам сыграло это на руку, поскольку мы продавали через интернет-магазин и «Инстаграм». Мы предложили покупателям беспрецедентные скидки, спрос был колоссальный. Это позволило саккумулировать подушку безопасности для дальнейшего движения вперед, так как после открытия торговых центров выручка резко упала. За этот период я однозначно расширила сферу своих обязанностей, поскольку с большей частью сотрудников пришлось попрощаться.

Фото: скриншот интернет-магазина "PATTERN"

Я отточила свои навыки в онлайн продажах, начиная с момента ведения переговоров с покупателем, заканчивая оформлением посылки через службу доставки, порой даже самой приходилось работать курьером. Это дало мне понимание потребностей покупателя, его модель поведения, сформировать его портрет. И я очень этому рада.

Поскольку карантин заставил меня углубиться во все операционные вопросы бизнеса, которые до этого я делегировала, у меня появилось видение, как можно оптимизировать некоторые процессы и механику.

На сегодняшний день у меня полностью сменилась команда, некоторые должности упразднились, некоторые добавились. Помощь от государства я получила, за что я тоже благодарна.

© Интернет-журнал «Global City»

Подписывайтесь на наш VK, и читайте больше хороших новостей!

Поделиться


16+