Scroll Down
 +7 °C ММВБ  $76.35   €89.25
  1. Обзоры
  2. Места

Екатеринбург озарит стрит-арт: гид по фестивалю «Не темно»

15:25 18 декабря 2019
Уже в эти выходные в Екатеринбурге пройдет фестиваль светового искусства «Не темно». Один из самых необычных фестивалей в России, выгодно выделяющий Екатеринбург на фоне многих миллионников страны. На этот раз инсталляции разместятся на двух площадках, а работать фестиваль будет два дня. Рассказываем, где скоротать самый темный уикенд года.
Екатеринбург озарит стрит-арт: гид по фестивалю «Не темно»

Чтобы осветить Екатеринбург, в столицу Урала съехались художники из Швейцарии, Польши, Германии, Туниса, Финляндии, Австрии и США.

Подробнее о художниках мы рассказывали в этом материале.

Свои работы стрит-артисты представят на двух площадках: №1 – ГЛК «Уктус» и №2 – в жилом квартале «Шишимская горка».

«Уктус», улица Зимняя, 27

1. Автор: Евгений Хлопотов, Россия

Мультимедийный художник, психолог и веб-дизайнер

Работа: «Pi: свет, как способ быть Демиургом»

Согласно древним писаниям йоги, путь создания нашего мира происходит через огрубление материи от первоначального нефизического светового фактора (состояния), через эфирный, астральный, воздушный и жидкий факторы к физическому твёрдому состоянию. Собственно, твёрдый фактор — это и есть ния и распространения — это тоже форма и язык мутации и трансформации окружающей среды.

2. Авторы: «Mutual loop», Мартина Триттхарт и Хольгер Ланг, Австрия

Работа: «Небесные огни»

Мартина начала работать со светом 20 лет назад в театре Вены, затем стала архитектором и занималась исследованиями в области архитектурного освещения и дизайна освещения в Технологическом Университете Граца. Защитила диссертацию «Пространство света — пространственные модели восприятия». Хольгер получил образование в сфере изобразительного искусства и кинематографии. Он часто создает инсталляции, интервенции и перформансы обусловленные особенностями определенного места в какой-то конкретный момент времени. Хольгер спонтанно и импровизационно относится к тому, что его арт-объекты существуют ограниченное время, для него важно, что они привлекают внимание, повышают осведомленность об окружающей среде, ситуации или ином уникальном контексте.

Здание трибуны, или то, что от него осталось, с его стальной решеткой напоминает архитектурный период конструктивизма, который все еще присутствует в Екатеринбурге. Это здание — молчаливый наблюдатель истории города. «Небесные огни» в проекте — это и маяк, и парящие над городом мечты и надежды. И фильм, зацикленный временной петлёй. На два вечера сюда снова вернется жизнь.

3. Авторы: Дарья Гофман и Екатерина Пряничникова, Россия

Девушки изучают digital-art в Дальневосточном Федеральном Университете во Владивостоке, увлекаются фото-искусством и медиа-артом.

Работа: «Огонек спешит домой»

Трогательное видео, понравится и детям, и взрослым, сделанное со вкусом, чувством юмора и нежностью: предлагает посмотреть на запрограммированный световой поток как на живое существо. Несмотря на то, что свет откидывает жёсткие тени на окружающие объекты, он совершенно не пугает зрителя, а наоборот, зритель начинаем воспринимать его как реальное животное! В связи с этим, появляется эмпатия. И благодаря тому, что свет двигается как живой, наблюдающий перестает видеть в нем цифровой объект.

4. Автор: Михаил Кипятков, Россия

Художник, который создаёт арт-объекты в мозаичной технике из витражей, зеркал, керамики в своей творческой студии «Mosaicmasta» в Екатеринбурге.

Работа: «Самородок»

Небольшой и уютный объект, светильник для леса, вокруг которого собираются… Сами узнаете на фестивале!

5. Автор: Леонид Харламов, Германия

Работа: «Иктоми»

Художник и куратор. Родился в 1981 году в Санкт Петербурге. С 1995 живёт в Германии. Окончил Muthesius Kunsthochschule (Киль, Германия) и HFBK (Гамбург, Германия). Основатель международного проекта “Карантин” и галереи Schlecker (Киль, Германия). Создатель и главный куратор Underdog Gallery (Гамбург, Германия). Работает с видео, перформансом, инсталляцией.

Свет — мистический проводник к знанию. Архаический мир – источник культуры. Иктоми — лесной дух североамериканских индейцев в образе паука, который принёс людям речь и возможность коммуникации. Ну, мы и пользуемся.

6. Авторы: Елена Вертикова и Томаш Фреда, Польша

Работа: «Солнечный ветер»

Основные направления художественной практики Елены: живопись и инсталляция. Томаша — документальная и художественная фотография. Елена работает с темой воды через различные формы художественного выражения. Томаш увлечен светом и его присутствием в пространстве. Вместе они создают адаптированные под выбранное место (site-specific) художественные световые инсталляции с использованием аналоговых материалов. Благодаря своей чуткости и восприимчивости к нецифровым проекциям, они разработали оригинальный способ рисования при помощи света. В настоящее время Елена является студенткой факультета живописи Академии изящных искусств в Гданьске, Томаш - студентом факультета фотографии WFH в Сопоте.

С помощью отраженного и преломленного света художники создают аналоговую проекцию — попытку скорее скрыть, чем просто показать, связь двух миров, которые могут быть двумя личностями, а могут, в более широком смысле, — двумя Вселенными.

7. Автор: Корри Фрэнсис Паркс, США

Работа: «Слоистые волны»

Создаёт свои работы, сочетая аналоговые приемы фотографии, мультипликации, видеосъемки и актуальные цифровые технологии. Ее интересует суть движения, тактильная природа перемещения объектов съемки, магия одушевления неживых предметов, возникающая в процессе покадровых манипуляций с ними. Корри изучала анимацию в Дартмутском колледже; кинематографическое искусство, видео и компьютерную анимацию в Университете Южной Калифорнии. В настоящее время она возглавляет собственную компанию Corrie Francis Films и преподает на кафедре визуальных искусств в Университете Мэриленда в Балтиморе.

На снежных холмах Уктуса появятся пески с исчезающих пляжей США. Это напоминание о тонких экосистемах курортных зон. Люди приезжают сюда, чтобы отдохнуть, восстановиться, забывая о том, что окружающая среда, подвергаемая бесконечным трансформациям в угоду потребительскому спросу, тоже нуждается в естественном обновлении.

8. Автор: Сергей Лаушкин, Россия

Работа: «Сноп звезд»

Постоянный участник фестиваля. Художник, который любит вести диалог с городом, интерпретировать его знаки и читать послания, ценить ситуативный юмор, смотреть вместе с ним в небо и даже за самыми высокими домами всегда видеть линию горизонта.

Уральское архетипическое: индустриальность и бажовская мифология оживут в скульптурной инсталляции художника. Труд, как и прежде, один из путей, ведущих к свету. Искры из-под копыта — то, что сегодня представляет особую ценность, — инсайты и творческая энергия.

9. Авторы: студенты ЕАСИ, Россия

Работа: «Цифровой шаманизм»

Имена студентов: Сергей Ананьин, Валерия Валерия, Юлия Змеева, Анастасия Киекбаева, Николай Курцев, Александр Мухин, Данил Непомящий, Алена Новицкая, Дмитрий Писцов, Алена Плешкова, Артем Романов, Юлиана Романова, Владимира Соколова, Полина Шураева. Кураторв проекта: Анастасия Будакова Анастасия, Семен Комлев Семён, Максим Карпов.

Предложение совершить ритуал: погрузиться в транс и прислушаться к голосу чисел. Авторы проекта: «Фестиваль НЕ ТЕМНО ассоциируется у нас c мистикой, с шаманизмом. Мы задумались о том, кто в наше время является шаманом и с какими духами он общается. Пришли к выводу, что в современном мире самый главный и самый таинственный дух – цифровые технологии, и контактирует с ними каждый человек. Цифры, их последовательности и комбинации всегда рядом с нами, они буквально контролируют нашу жизнь, им подчиняется весь окружающий мир. Мистика заключается в том, что цифры будто являются серым кардиналом. Человек не слышит и не видит их, но ощущает непрерывное воздействие».

10. Автор: Даниил DANET, Россия

Работа: «Суперпространство»

Художник, владелец собственной успешной студии, которая занимается росписью фасадов в Екатеринбурге, блогер.

Аудио-визуальная материализациядополнительного измерения, не являющегося ни временным, ни пространственным, которое часто определяют как совокупность измерений, необходимых для построения нашей вселенной.

Площадка №2— ЖК «Шишимская горка», ул.Гастелло,25

1. Автор: Инго Вендт, Германия

Работа: Интервенция»

Свободный художник, плотник, получил диплом промышленного дизайна, диплом изобразительного искусства, магистрант профессора Даниэля Хаузига, художественный и научный работник в университете изобразительных искусств Саарбрюккена. Академический и междисциплинарный опыт с упором на свет, проекцию и кинетику. Любит доказывать качества аналоговых генераторов изображений

Вам кажется, что это простая проекция, замечательно яркая и большая, но «кто же так не может»? Поговорите с художником и волонтёрами! Тут всё увлекательно сложно — это игра для взрослых, а если вы недостаточно выросли, просто ощутите счастье.

2. Авторы: архитектурное бюро «LATOON», Елена Кропанева и Владимир Злоказов, Россия

Работа: «В новом свете»

Команда молодых архитекторов, создающих интересные и эмоционально яркие пространства в современном контексте. Любопытство и искренняя вовлеченность при работе над проектными задачами помогает ребятам находить креативные решения и возможности. К тому же, они являются частыми авторами на фестивалях современного искусства, фокусируясь на работе со зданиями.

Инсталляция будет представлена в «Каньоне», паблик-зоне нового микрорайона. Луч света, как символ создания новой реальности. Среди «старого мира» ветхих домов, пустырей, разбитых улиц и многоэтажек как в «камере обскура» появляется «новый мир» пешеходных бульваров, активных фасадов, продуманного ландшафтного дизайна и современной архитектуры.

3. Авторы: «Хочу быть Соковым», Россия, Челябинск

Работа: «Duck– интервенция»

Арт-группа организована в Челябинске, в ноябре 2018. Творческая биография анонимного художника, начинающего путь, полна смущения. Основные темы связаны с феминностью, проявляющейся в современном обществе, и рожденными в связи с этим стереотипами, шаблонами и критикой всего Женского. Художник обращается к традиции и культурам древнего мира, работая, например, с глиной или женскими ремеслами. Один из главных методов – работа с текстом, воплощающаяся, в основном, в объектах и стрит-арте.

Почти социологический эксперимент, способ изучения общественных отношений на примере утиной стаи. Суть эксперимента заключалась во внедрении агента – светящейся розовой утки – в сложившуюся утиную стаю. Внутри помещения – дневники наблюдения, фотографии, сама «героиня».

4. Автор: Александр Гедз, Россия

Работа: «Пандора-3»

Художник, мастер, виртуозно работающий со стеклом, основатель крафтовой мастерской «ГРАНЬ», активно участвует в культурной жизни города — создает работы для Ural Music Night, «Ночи Музеев» и второй год вместе с нами, в художественном десанте НЕ ТЕМНО.

Завораживающе красивый объект, рождающий глубинные образы и желание не расставаться с ним никогда. Пожалуйста, не трогайте руками, ведь так хочется! Новый взгляд на привычные природные элементы, которые часто игнорируют жители городской среды. Автор: «Вспоминая жителей планеты Пандора, которые защищали свой дом, стоит понять, что дом Человечества — это не только кирпичные, бетонные стены, но и природа вокруг нас. Мы объединяем природные элементы и современные технологии, таким образом, давая вторую жизнь дереву, которое может стать достойным украшением городского пространства.»

5. Автор: Софи Гуйо, Швейцария

Работа: LaMaisonFlux

Софи уже когда-то была в России: в 90-х годах она какое-то время жила в Санкт-Петербурге, много путешествовала по стране, работала переводчиком в Абхазии. Она говорит по-русски и очень вдохновлена тем, что принимает участие в НЕ ТЕМНО: ей интересно встретиться с русскими художниками и увидеть, как зрители в Екатеринбурге примут ее инсталляцию.

Дом. Он сливается с природой, является частью её, но и находится в противоречии, созданный из синтетических материалов, живущий по правилам урбанистической среды.Он кажется живым, наделенным речью, он окутывает своей странностью, порождает невероятный сенсорный опыт, уводящий в детство, и размышления на уровне Универсума. Самая известная работа художницы будет впервые представлена в Екатеринбурге.

6. Автор: Хайфа Уэрфелли, Тунис

Талантливая художница из Туниса, фокус внимания — многогранные колейдоскопы восприятия

Работа: Imagnarium

Игра перспектив, восприятий, света и теней. Изображения, спроецированные на абстрактную композицию зеркал и затем отраженные на поверхности стены, распадаются на части, а затем собираются в другие образы, вовлекая зрителя в процесс предвосхищения.

7. Автор: «Please Leave a Review», художница, которая работает под псевдонимом, Россия

Работа: «Свобода»

Please Leave A Review («Пожалуйста, оставьте отзыв») использует отклики посетителей из книг отзывов музеев, галерей и других арт-институций. Размещая эти высказывания в пространстве города, художница создает для них иную ситуацию прочтения. Утрачивая связь с объектом своей критики, отзывы удивительным образом становятся универсальными комментариями к окружающей действительности.

В нарождающемся, отстраивающемся новом жилом квартале пустота вступает в свои полномочия. Однако любая пустота не равна опустошенности: в ней есть свобода для идей и действий. В инсталляции художницы, работающей под псевдонимом, цитируется отзыв Альбера Камю на выставку Ива Кляйна.

8. Авторы: Павел Васильев и Игорь Маратканов, Россия

Работа: «Восприятие»

Павел Васильев («ВоZдух Project») — художник по свету и VJ, работает в театрах, кино и на концертных площадках. Игорь Маратканов – технический специалист с большой буквы Т, художник по свету, инженер. Работают вместе с 2013 года, занимаются сценическим светом, мэппингом, лазерами, голограммами. Пятый год принимают участие в фестивале.

Что хотели сказать художники этой работой? А что увидели и как интерпретировали произведение вы? Технически сложная и эстетически завораживающая инсталляция — размышление о коммуникации художника и зрителя. Можете просто понаблюдать за игрой света и тени, а можете подумать, от какого количества фильтров зависит наше восприятие. Сколько людей – столько и мнений, сами знаете.

9. Автор: Роберт Сохацкий, Польша

Работа: «Одомашненный»

Польский художник-визуалист, связан с живописью с первых дней своей учебы в Академии Изящных Искусств в Гданьске, позже как сценограф в театре и, наконец, как видео перформер и интерактивный художник. В настоящее время он является научным сотрудником отделения живописи Гданьской академии и закончил работу над докторской диссертацией по искусству в публичных местах (PHD c 2018 г.). Его широкоформатные проекции, инсталляции и гравюры обычно представляют собой сложную и многослойную историю об окружающем мире. Сам он называет свои работы «видео-картинами» (video painngs»). Роберт активно выставляется в Польше и по всему миру, он участник различных фестивалей и обладатель международных наград. Доктор философии. То, который позволяет художнику вести диалог со своей аудиторией — это то, что интересует его больше всего.

Фокус на отношениях между человеческими и нечеловеческими цивилизациями, художественная попытка осмыслить неизбежную связь и природу этой связи. Цифровая анимация с аналоговыми объектами, искусственный свет на естественном фоне, антропоцентрическая среда, перекрываемая фантастическими образами могущественных существ, отличных от людей. В своей инсталляции художник переосмысливает процесс колонизации и власти: пытается заменить идею земли, находящейся под стражей человека, взятой из антропоцентрической идеи спасения, новой перспективой, которая, впрочем, подчеркивает межвидовое родство.

10. Авторы: Ирина и Станислав Шминке, Россия

Художники public-art, street-art, light art, site specific, участники фестиваля НЕ ТЕМНО с 2017 года, фестиваля Burning man (2018), Московской международной биеннале молодого искусства (2018)

Работа: «Искушение»

Авторы: «Мы долго жили в тихом центре, где нет круглосуточных магазинов и ярких вывесок. А потом на месяц переехали в район Автовокзала, вышли ночью на улицу — а там просто Лас-Вегас! Все светится: закрытое «Разливное пиво», аптечная вывеска прямо в окно кому-то мерцает, хотя аптека тоже закрыта уже. Это нездорово, ночью должно быть темно. Отсюда идея — сделать работу на тему светового загрязнения города. Инсталляция в районе «Шишимской горки», где еще нет «светового шума», будет об этом. Мы хотим сыграть на контрасте и «подсветить» проблему, поместив привычные объекты в пока еще непривычную для них среду. Если получится, используем реальные рекламные конструкции, сейчас собираем их через знакомых, взамен предложим владельцам более экологичные концепции. Сейчас для рекламы повсеместно используют светодиоды. Они настолько яркие, что в абсолютно будничной среде создается ощущение бесконечного праздника, сплошных фейерверков. Пожалуй, столь же ошеломляюще ярко выглядят старинные витражи, когда сквозь них падает свет. Это натолкнуло нас на мысль сделать для фестиваля, работу, которая объединит эти два явления. В центре нас везде окружает светящаяся реклама, и все думают, что так и должно быть. Но у людей есть естественная потребность в темноте, и мы хотим об этом напомнить».

11. Авторы: «Музей вечно играющих аттракционов», Анастасия Крохалева и Денис Перевалов

Работа: «О чём думает ветер»

Исследователи границ человеческого в современном технологизированном мире. Ядром их работ, которое нередко скрывается под плотной завесой из сенсоров, алгоритмов, механизмов и световых устройств, становятся постапокалиптические, дистопические и эсхатологические темы, в рамках которых критикуется бесчеловечность людей и очеловечиваются роботы.

Динамичное пискельное светодиодное изображение – это визуализированные мысли ветра, которые он посылает жителям Шишимской горки. Художники собрали их, а искусственный интеллект расшифровал и перевел в образы. Авторы: «В связи с изменением определения места человека в мире, которое получило название «антропоцен», в современной философии появилась тенденция наделять витальностью агентов предметного мира и, считавшейся ранее неживой, природы. Мы попытаемся уловить и расшифровать сообщения, которые посылает людям ветер. При помощи специальных устройств сделаем замеры силы и направления ветра в районе Шишимской горки. Затем эти данные передадим разработанной нами искусственной нейронной сети, которая будет учится находить в них логику. Результатом действий нейросети станет динамичное пиксельное светодиодное изображение, которое мы размести в том же пространстве, где «собирали мысли ветра»

12. Автор: Анастасия Пищугина

Работа: «Световая вышивка»

Работает с разными видами искусства: от живописи и малых скульптурных форм, до инсталляций и видеоарта. Из своих световых арт-объектов Анастасия особенно выделяет инсталляцию «Люди, льющие свет», созданную совместно с Фра Анжеликой. Инсталляция была показана в 2019 году: в июне в арт-галерее Ельцин Центра, в августе — на фестивале «Таврида-Арт».

Обновление неизбежно. На месте старых застроек появляются новые многоэтажки. Культурные коды из узоров наличников и орнаментов вышивки переходят в месседжи граффити и неоновых вывесок. Суть одна — противостоять гомогенности городской среды.

13. Автор: Кай ВанДер Пуйи, Финляндия

Работа: «1-11, 5 Гц»

Дизайнер из Хельсинки, чьи профессиональные и творческие интересы лежат в сфере архитектуры, искусства и даже дизайна мебели.

Мотор, кабель – свет! Оптическая иллюзия возникает при частоте вращения «1-11, 5 Гц». Оптоволоконный кабель становится источником и творцом интригующих световых иллюзий, пространства и формы.

14. Автор: Марк-Андре Вайбецан, Германия

Работа: «Конфигурация 00»

Медиахудожник из Бремена. Жанры: компьютерная визуализация, а с недавнего времени звуковые и контактные взаимодействия.

Соавторы инсталляции – зрители фестиваля светового искусства. Каждое ваше движение станет узором, который создаст специальная программа. Узоры мгновенны и постоянно меняются, их бесконечное множество и ни одна конфигурация не зафиксирована. Как два ноля означают отсутствие чего-либо, или, поставленные близко друг к другу, складываются в символ бесконечности.

15. Автор: Илья Гришаев, Россия, Пермь

Анализирует визуальный язык окружающей его действительности, создает символы, которые рождаются как пластические «следы» в пространстве. Пластические тела, набранные из форм, стремящихся к знаку, и составленные по каким-то мотивам, системам, правилам, больше подчиняются поэтическим законам, чем логике.

Фестиваль «Не темно» проходит в Екатеринбурге с 2011 года в самый короткий день в году. Его цель – продлить день и привлечь внимание к сохранению историко-архитектурного наследия, проблемам монотонности жизни типизированных городских застроек. Организаторы признаются, что фестиваль стремится к тому, чтобы стать частью региональной идентичности через нестандартное обыгрывание сурового уральского климата, комплексность формата и свободный стиль художественного самовыражения.

Время работы фестиваля: с 18:00 до 22:00 21 и 22 декабря.

Добавим, что 21 и 22 декабря в 18:00 и в 19:30 от ул. Пушкина, 12 будет ходить трансфер. Маршрут: пельменная «Замес» – ГЛК «Уктас» – ЖК «Шишимская горка – пельменная «Замес». Маршрут длится 4 часа: дорога и по 1 часу на каждой площадке. 

© Интернет-журнал «Global City»

Места
Спецпроект
Подписывайтесь на наш VK, и читайте больше хороших новостей!

Поделиться


О нас








   
16+