Начиная работать над статьей о Старике Б.У. Кашкине, очень хотелось, чтобы она не превращалась в энциклопедическую, с перечислением, пусть даже очень интересных, фактов биографии талантливого человека. Конечно, без фактов нам не обойтись, но мы постараемся представить нашего героя с такого ракурса, чтобы читатель увидел в нем не панк-скомороха, создающего андеграундное искусство, а реального человека, живущего когда-то в Екатеринбурге, сумевшего собрать вокруг себя единомышленником и оставить после себя светлую память.
О Старике Б.У. Кашкине можно найти научные статьи, анализирующие его наследие; публицистические материалы, приуроченные к разным памятным датам; есть интервью, взятые у него при жизни. В Екатеринбурге функционирует целый музей, в котором можно узнать все о жизни и творчестве уральского панк-скомороха. Материала, находящегося в открытом доступе, достаточно много, как и пересечений между разными публикациями. Чтобы вдохнуть жизнь в нашу статью, мы решили отказаться от формата сбора информации из открытых интернет-ресурсов и печатных источников, а обратились к человеку, который лично общался и работал с Евгением Малахиным или Стариком Б.У. Кашкиным. Этот человек – выпускник Свердловского архитектурного института (сегодня называется УрГАХУ – прим ред.), художник, который сегодня живет и работает в Екатеринбурге, а в конце XX века входил в общество «Картинник», основанное Б.У. Кашкиным, Петр Малков.
Бывший в употреблении Кашкин
На фото: рисунок Петра Малкова и самиздат Б.У. Кашкина
Первый известный факт: Евгений Малахин – это настоящее имя Старика Б.У. Кашкина. Изначально Евгений Малахин работал под псевдонином К.А. Кашкин (чтобы понять смысл, нужно читать слитно, без пауз – прим ред.), но в конце 80-х годов сменил псевдоним. Как он сам объясняет в интервью, записанном в 90-е годы, это было связано с негативными критическими статьями в его адрес:
«Ну я в двух словах объясню. Было около семи ругательных статей, но меня и хвалили, но около семи, где критиковали за тексты <…> в отместку самому себе после критики я изменил псевдоним и стал не К.А. Кашкин, а Б.У. Кашкин, то есть бывший в употреблении Кашкин».
Скоморох XX века
На фото: рисунок Петра Малкова, наброски, самиздат Б.У. Кашкина
Общество «Картинник» Б.У. Кашкин основал в 80-е годы прошлого века. До этого Евгений Малахин освоил профессию инженера-энергетика, попробовал себя в роли фотографа-абстракциониста (увидеть фотоработы Евгения Малахина можно в Екатеринбургском музее изобразительных искусств – прим ред.). Сам Б.У. Кашкин в том же интервью говорил, что его можно назвать современным скоморохом. Тексты, которые он придумывал, были похожи на современные частушки, только в последних было фривольное содержание, а его стихи были о всеобщей любви – к животным, миру, людям.
«Я заканчивал архитектурный институт. Знакомые говорили мне про мои работы: «Покажи Б.У. Кашкину, покажи Б.У. Кашкину». Ну я и показал, а он разнес их вдребезги так, что у меня аж настроение поднялось, а еще сказал: «Ну ты смотри, с кем попало не выставляйся!», – говорит Петр Малков.
На фото: Петр Малков с тростью, сделанной Б.У. Кашкиным
Евгений Малахин не имел художественного образования, но сумел собрать вокруг себя творческих людей, которые не только помогали ему реализовывать идеи, но и прислушивались к его мнению. Конечно, вопрос, который возникает тут же, почему художников с академическим образованием интересовало мнение человека без образования? Петр Малков отвечает, не задумываясь:
«Он был эрудирован, начитан, много путешествовал, имел собственное мнение на все. Он притягивал людей как магнит за счет своей харизмы, жизненных взглядов. Он фотографировал, экспериментировал с жанрами, писал стихи, ездил по городам, покупал книги, которые потом взахлеб читал. Он говорил о том, о чем хотел, и делал то, что хотел!».
Петр Малков вспоминает, что Б.У. Кашкин ругал не только его работы, но и других художников. Доставалось от мэтра многим, но эта обратная связь была важна, к ней прислушивались, поэтому критика от Б.У. Кашкина воспринималась зачастую позитивно.
«Началась перестройка (1987-1991 годы – прим ред.), не стало барьеров, рамок. Вдруг стало можно все читать! Чувствовалась общая эйфория на фоне перестройки. Все всколыхнулось! Тогда же появился Свердловский рок-клуб. В общем, был культурный всплекс. Общество было открыто для нового, и Б.У. Кашкин тогда смог собрать вокруг себя единомышленников. На Сурикова, 31, открылась выставка, и народ туда хлынул! Были гигантские очереди на входе. Конечно, там было много балласта ненужно, но и были яркие представители андегруанда», – говорит Петр Малков.
«Ворчал и давал ценные указания»
На фото: рисунки Петра Малкова для самиздата, стихи Б.У. Кашкина с его личными правками
Сам Б.У. Кашкин не рисовал. Он был фотографом-абстракционистом, перформером, но лично не брался за кисти и холст. Уже на пенсии он устроился работать дворником, как говорит Петр Малков – подметал улицы и писал стихи. На его строчки участники «Картинника» придумывали героев, сюжеты, которые затем наносили на поверхность, но это не всегда были стены. Еще одно направление деятельности Б.У. Кашкина – деревянные досочки. Он вырезал из дерева небольшие бруски, на которые переносили рисунки.
На фото: заготовки в виде досочек, которые разрисовывали участнии общества «Картинник»
За свое творчество и деятельность Б.У. Кашкин никогда не брал деньги. Он всегда все дарил. Выступал со своими стихами, играя на балалайке, и тут же мог подарить зрителям досочки, созданные собственноручно. По воспоминаниям Петра Малкова, бывало, что зрители предлагали заплатить за это, но он всегда отказывался. Конечно, участники «Картинника» тоже работали бесплатно. Краску доставал их наставник, как и чай с конфетами, чтобы подкрепиться во время арт-акциий.
«Мы расписывали (стены, бордюры – прим ред.), а он сидел рядышком с термосом и давал ценные указания. Часто с собой он приносил не только чай, но и колбасу, вкусняшки всякие, конфеты. Мы рисуем,а он сидит рядом на ящичке – стихи правит. Иногда, конечно, смотрел, что мы рисуем, но особо не встраивался с процесс. Там много отсебятины было – кто во что горазд», – вспоминает Петр Малков.
В общество «Картинник» входили люди разных профессий или без профессий, порой не обладающие художественными или музыкальными способностями. Но как будто бы в этом и черпал вдохновение Б.У. Кашкин. Выходцы из «Картинника», друзья сообщества, становились спонсорами арт-акций и помогали материально реализовывать творческие замыслы Б.У. Кашкина.
На фото: гаражи на проспекте Ленина, 5, расположенные рядом со зданием, где находилась мастерская Б.У. Кашкина
«Все рисовали, он всех заставлял рисовать. Приходили музыканты, поэты, и он их так раскрепощал, что они все начинали рисовать, даже те, кто не умел и никогда этого не делал. Он давал им в руки карандаш, кисточку: как нарисовал – так и хорошо. Профессионалов в «Картиннике» было немного, я, его муза – Катя Шолохова, и Маргарита Никитина из Архитектурного с академическим образованием по рисунку», – делится Петр Малков.
У Петра Малкова кроме воспоминаний сохранились реальные артефакты периода работы в «Картиннике». Это и досочки, и стихи с правками Б.У. Кашкина, и самиздат – маленькие книжечки с рисунками и стихами. Еще один ценный экспонат – трость, которую Б.У. Кашкин вручил Петру на день рождения. На творчество Петра Малкова Б.У. Кашкин оказал большое влияние. Уже будучи самодостаточным художником в нулевые, Петр продолжал принимать части в арт-акциях, организованных Б.У. Кашкиным, всегда откликался на его приглашения, которые каждый раз были оформлены в виде небольшого стихотворения.
На фото: трость, подаренная Петру Малкову, созданная Б.У. Кашкиным
На фото: стамески, которыми Б.У. Кашкин работал по дереву
Б.У. Кашкин в уральской культуре сегодня
Сегодня в Екатеринбурге обращаются к наследию Б.У. Кашкина все чаще. В городе функционирует музей Б.У. Кашкина; экскурсовод Светлана Толмачева запустила маршрут по тропе Б.У. Кашкина; паблик-арт программа «ЧО» восстанавливает уничтоженные росписи, созданные обществом «Картинник» в локациях Екатеринбурга. Найти работы Б.У. Кашкина можно в Свердловском зале в Музее Андеграунда . В Екатеринбургском музее изобразительных искусств до 20 октября работает выставка «Абстракционизм в фотоискусстве. Собрание Центра визуальной культуры Béton», на которой представлены фотоработы Евгения Малахина (Б.У. Кашкина). 16+
«Думаю, что Евгений Михайлович Малахин и в своей персональной ипостаси, и в облике Старика Б.У. Кашкина оказал влияние на культуру не только Свердловска / Екатеринбурга, но и гораздо шире. Его скоморошьи хороводы-перформансы 1990-2000-х годов, росписи помоек и гаражей, выполненные силами его сотоварищей – «Картинников» по задумкам Б.У. Кашкина, гуманизировали визуальную среду большого промышленного города, сделали ее ярче, заставили посмотреть на город как на пространство свободного творчества. Ну, а широкий контекст воздействия его личности связан с его экспериментальной фотографией 1970-х годов и фотокнигами, которые только сейчас осознаются как важные явления искусства тех лет. Фотографии и фотокниги Евгения Малахина сейчас вошли в музейные и галерейные коллекции, представляя существенные процессы тех лет», – поделилась своим мнением кандидат искусствоведения, руководитель выставочных проектов ЦСК и Музея Б.У. Кашкина Тамара Галеева.
Фото: Global City / Светлана Цыганова
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Цыганова