Режиссером-постановщиком спектакля выступила актриса, режиссер, педагог и штатный ассистент режиссера Театра Наций Анна Гусарова. Художником-постановщиком стала известная своей работой над спектаклем «Провинциальных танцев» «Имаго-ловушка» Вера Соколова. Композитором постановки стал пианист, саунд-дизайнер и композитор Андрей Борисов. Художник по свету - Евгений Захаров. Мультимедиа - Наталья Наумова. Пластика - Анна Еременко.
«Мне кажется, что мы все совпали и нашли точки соприкосновения, – говорит режиссер-постановщик. – Все совпало даже несмотря на то, что подобным составом мы работаем впервые».
Анна Гусарова, режиссер-постановщик. Фото: Татьяна Шабунина
«Стеклянный зверинец» – во многом автобиографичная пьеса классика американской драматургии Теннесси Уильямса. Прототипом Уингфилдов в пьесе послужила семья Уильямса. Сам драматург называл ее «пьесой-воспоминанием».
«Стеклянный зверинец» – история молодого человека, который, вспоминая события своего прошлого, свои взаимоотношения с матерью и сестрой, спустя годы пытается найти ответы на непростые вопросы. Что делать с любовью, которая связывает по рукам и ногам? Где найти силы, чтобы оставить дорогих людей? Как остаться верным самому себе, а не подчиниться семейным обязательствам?
«Мне хотелось, чтобы конфликт памяти, конфликт поколений и конфликт отцов и детей был договоренным, – говорит режиссер Анна Гусарова. – Возрастной ценз спектакля 14+. И я считаю, что с подростками на подобные темы нужно разговаривать по-взрослому, что мы и постарались сделать».
Воспоминания Тома как сюрреалистичные стеклянные осколки складываются в причудливые узоры и цветные пятна, пронизанные любовью и болью, смехом и слезами, поэзией и прозой жизни. Это история о прошлом, которое не отпускает.
«Стеклянный зверинец» принес Уильямсу первый громкий успех. Впервые ее поставили в 1944 году в Чикаго. Вскоре ее воплотили на бродвейской сцене, где она мгновенно стала хитом, долго не сходила со сцены и удостоилась премии Нью-Йоркского кружка театральных критиков как лучшая пьеса театрального сезона 1944/1945.
Те, кто хорошо знаком с пьесой, непременно обратят внимание на монологи Тома. Добавление стихов в прозаичные рассуждения главного героя – авторская задумка, призванная показать то, что трудно сказать простыми словами.
Еще одной особенностью спектакля становится графопроектор, который становится практически пятым героем, которого будто бы нет на сцене. Автор пьесы Теннесси Уильямс называл произведение пластическим театром. Не отходя от задумок автора, постановщики добавляют в спектакль проектор, который выступает в качестве зеркала, портала в другую реальность. Он показывает оживающие образы, старые фотографии, возвращающие героев в давно ушедшие дни их жизни.
Спектакль выходит в свет с двумя актерскими составами. В первом: Аманда — народная народная артистка России Любовь Ворожцова, Лаура – Алеся Маас, Том – Павел Поздеев, Джим – Сергей Молочков; во втором: Аманда – Наталия Кузнецова, Лаура – Мария Викулина, Том – Сергей Тиморин, Джим – Даниил Андреев.
Два состава – тоже режиссерское решение, задача которого — показать, как два человека могут по-разному рассказать одну и ту же историю даже несмотря на то, что рассказывают ее одними и теми же словами. Примечательно, что при покупке билетов и по пришествию в театр — вплоть до самого начала действа – для зрителей остается загадкой то, в каком составе актеры выйдут на сцену.
Премьера спектакля запланирована на 7 и 8 июня, также показы пройдут 21, 22 июня. Увидеть «Стеклянный зверинец» можно на Малой сцене ТЮЗа. Билеты продаются в кассах и на сайте театра.
© Интернет-журнал «Global City» Светлана Чащухина