Екатеринбургский музей изобразительных искусств представляет ретроспективную персональную выставку именитого уфимско-вологодского живописца, сценографа и монументалиста Александра Васильевича Пантелеева. Проект объединил 79 живописных произведений художника из собраний Вологодской областной картинной галереи, Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова и Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Эти работы, созданные в 1950-х—1990-м годах, отражают становление и развитие самобытного художественного языка мастера от ранних натурных пейзажей, вдохновленных природой Южного Урала («Озеро Кисегач», 1956; «Горный пейзаж», 1956. БГХМ), созданных на их основе эскизов театральных декораций («Ярилина долина», 1953. БГХМ) и реалистичных индустриальных пейзажей («Башкирский рудник», 1957; «Медный рудник», 1959. БГХМ) до лиричных деревенских ландшафтов (серии «Времена года», 1981-1982; «Дни в деревне Красново», 1987. ВОКГ) и футуристичных «портретов» роботов («Индустриальная муза», 1978; цикл «Чин непредвидения», 1986 – 1989. ВОКГ).
Название выставки «Deus ex machina» (лат. «Бог из машины») — сложившийся во времена античного театра нарративный прием, описывающий чудесное, нарочитое спасение героев. В контексте творчества Пантелеева этот термин, с одной стороны, отсылает к основополагающему для самобытного языка художника искусству театра. Автор родился в семье театральных работников, окончил Уфимское театрально-художественное училище и ранний период своей творческой жизни посвятил созданию эскизов декораций для Башкирского государственного театра оперы и балета и Республиканского русского драматического театра. Неудивительно, что принципы театрального оформления — монументальность образов, декоративность, выверенность композиций, многоплановость — стали прочной основой для живописной манеры мастера.
С другой стороны, название выставки напрямую связано с программным циклом Пантелеева «Чин непредвидения», над которым он работал до конца жизни, не успев его завершить. В этом цикле, задуманном как деисусный ряд, в роли христианских святых выступают одушевленные машины и роботы («Распятие машин», 1978; «Апостолическая машина», 1986; «Встреча», 1986; «Машина», 1989. ВОКГ). Художник, посвятивший значительную часть своего творчества жанру индустриального пейзажа, был глубоко восхищен достижениями своих современников, активно следил за появлением новых технологий и стремился передать зрителю важность и красоту промышленного развития страны («Череповец. Монтаж 5-ой домны», 1985. ВОКГ). Пантелеев сделал значительный вклад в обогащение этой темы в отечественной живописи: для него было чрезвычайно важно запечатлеть на своих грандиозных полотнах эмоциональность, казалось бы, бездушных, «мертвых» механизмов. Беспокоила художника и обратная сторона активного индустриального строительства. В своих произведениях на экологическую тему он размышляет о хрупкости природы и разрушительном влиянии человеческой деятельности («Притча», 1988. ВОКГ).
Выставка «Deus ex machina» впервые представит в Екатеринбурге в таком объеме живописное наследие этого талантливого советского художника второй половины XX века. Благодаря сотрудничеству с Вологодской областной картинной галереей и Башкирским государственным художественным музеем им. М.В. Нестерова, зритель сможет познакомиться не только с произведениями на излюбленную автором индустриальную тему, но и со всем многообразием интересовавших его сюжетов. Так, на выставке представлены картины, созданные Пантелеевым после поездок в Узбекситан, Италию и Кубу, религиозные сюжеты, камерные натюрморты, написанные в деревне Красново, где художник купил домик после переезда из Уфы в Вологду, а также редкие для творчества автора абстрактные полотна, свидетельствующие о его обращении к искусству русского авангарда.
0+
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова