Екатеринбургский музей изобразительных искусств представляет выставку из собрания Государственного Эрмитажа «Альбрехт Дюрер – гений Северного Возрождения», посвящённую одному из главных мастеров гравюры в истории мирового искусства.
Выставка состоит из нескольких разделов, которые позволяют показать особенности творческого метода Дюрера, его подход к разработке традиционных тем и решению абсолютно новых для немецких художников задач.
Раздел «Начало. Учителя и истоки» расскажет о мастерах, ставших для Дюрера учителями и ориентирами. Это немецкие художники Михаэль Вольгемут и Мартин Шонгауэр, а также итальянец Андреа Мантенья, через гравюры которого он открывал для себя Ренессанс.
В следующий раздел войдут наиболее востребованные современниками Дюрера графические циклы: ставший настоящим прорывом в творчестве мастера «Апокалипсис», «Жизнь Марии» — история Богоматери, основанная на множестве апокрифических источников, — и «Страсти Христовы», представленные в нескольких сериях. Обращаясь к популярным сюжетам, Дюрер предлагает новые художественные решения, которые впоследствии стали каноническими.
Отдельный блок «Новая иконография» составят произведения Дюрера на религиозные, аллегорические и светские темы, в которых он решал самые разные задачи — от изображения человеческого тела до разработки монументальных декоративных композиций. Вершиной творчества Дюрера стали «мастерские гравюры» — «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и знаменитая «Меланхолия».
Раздел выставки, посвящённый гравюре «Носорог», рассказывает о том, как художественный образ порой оказывается сильнее реальной действительности. Дюрер, ни разу не видевший живого носорога, сумел создать такую гравюру, которая ещё до середины XVIII века являлась образцом для изображения животного как в художественной сфере, так и в научной литературе — даже несмотря на неточности в деталях и на то, что за последующие два с половиной века носорогов на континент привозили как минимум трижды.
Творчество Дюрера оказалось необычайно притягательным как для его современников, так и потомков. На выставке будут также показаны предметы декоративно-прикладного искусства — витражи, деревянные рельефы и камеи, выполненные по произведениям великого художника. Экспозицию дополняют точные копии, заимствования и переосмысления дюреровских работ, созданные в разные века. Последний раздел выставки — «Под знаком Дюрера» — будет посвящен влиянию мастера на искусство XVI — начала XX века. В него также войдут произведения, где главным героем становится сам художник.
Графика очень чувствительна к свету — показывать гравюры и рисунки можно очень непродолжительное время. Поэтому выставку ждёт обязательная ротация: в конце июня одни листы на экспозиции сменят другие, и посетители смогут увидеть существенно обновлённый проект. Вместе с этим такая ротация позволит представить вниманию зрителя все важнейшие произведения Альбрехта Дюрера.
12+
© Интернет-журнал «Global City» Полина Попова